Бахвалова Т. В.: Своеобразие портретных характеристик в "Записках охотника" И. С. Тургенева

Своеобразие портретных характеристик в «Записках охотника» И. С. Тургенева

Знакомство читателя с героями «Записок охотника» И. С. Тургенев часто начинает с представления их внешнего облика. Такой приём введения героя в ткань художественного текста наиболее часто используется в «Записках охотника». Понятие внешний облик – довольно широкое, оно подразумевает характеристику человека по многим параметрам (многообразные физические особенности, жесты, манеры, одежда и т. д.). Для того, чтобы дать портретную характеристику героя, автор отбирает наиболее существенные, на его взгляд, детали. Чему же И. С. Тургенев отдаёт приоритет при описании внешности своих героев? Обратимся к портретным характеристикам героев «Записок охотника».

В самом начале рассказа «Хорь и Калиныч», открывающего весь цикл удивительных по содержанию и мастерских по форме изложения «Записок охотника», даётся противопоставление мужика Орловской и Калужской губерний: «…орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм …»; «…калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом , глядит смело и весело…». Привлекает внимание тот факт, что описание внешности в обоих случаях начинается с указания на рост жителя определённой местности – особенность, на первый взгляд, не очень важную и не самую главную. Для И. С. Тургенева же, как показывает анализ, рост – одна из существенных черт в подаче образа героя.

Отмеченная в начале рассказа особенность внешнего облика жителей двух соседних губерний подтверждается и далее в тексте произведения, где Хорь – старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный, Калиныч же – человек лет сорока, высокого роста, худой.

Интересно заметить, что дети Хоря явно пошли не в отца: «Кругом телеги стояло человек шесть молодых великанов… Всё дети Хоря». О них же в тексте читаем: рослый народ.

Соотношение по росту между отцом ( низкого роста рослый народ ), представленное в рассказе «Хорь и Калиныч», также наблюдается и в рассказе «Бурмистр»: «…вошёл бурмистр… человек был роста небольшого, плечист, сед и плотен… », а сын его – в косую сажень ростом.

Обращает на себя внимание не только одинаковое соотношение по росту между отцом и сыновьями. Хоря и бурмистра объединяет и то, что они оба – мужики по своему социальному положению, примерно одного возраста (имеют женатых сыновей), зажиточные, хотя и достигли своего относительного благополучия разными путями, – очень похожи по своему внешнему облику. Видимо, неслучайно И. С. Тургенев употребляет для описания их внешности синонимичные слова, словосочетания, формы одних и тех же слов, ср.:

Хорь – низкого роста, плечистый , плотный … поглаживая свою курчавую бороду

Бурмистр – роста небольшого , плечист , плотен , с бородой в виде веера.

Что касается бороды, то И. С. Тургенев делает очень точное замечание: «…с тех пор, как Русь стоит, не бывало ещё на ней примера раздобревшего и разбогатевшего человека без окладистой бороды » . Это наблюдение можно отнести не только к бурмистру, но и к Хорю.

Нельзя не отметить, что, подобно тому как при описании внешности отцов (Хоря и бурмистра) писателем используются совпадающие и близкие по значению слова и выражения, при описании детей Хоря и сына бурмистра употребляются лексические единицы, тождественные в плане передачи степени выражаемого ими признака (очень высокий) и отличающиеся образностью, экспрессивностью ( трёхаршинный староста, рослый народ, мужик в косую сажень ростом и др.).

Противопоставление героев по внешнему виду, в том числе по росту, мы встречаем не только в двух рассмотренных выше рассказах, где это проявляется по линии орловский – калужский, отцы – дети и относится к группе лиц , но и в других рассказах, где сопоставляются по росту два человека и это сопоставление идёт параллельно с иными характеристиками героев.

Так, в рассказе «Малиновая вода» различное социальное положение находит отражение во внешнем виде героев, отличие касается не только их одежды, но и физической характеристики, ср.: «У залива… сидели… два старика. Один довольно плотный и высокого роста, в тёмно-зелёном опрятном кафтане и пуховом картузе, удил рыбу; другой, в мухояровом заплатанном сюртучке и без шапки, держал на коленях горшок с червями…». Безусловно, рост не является социально значимой характеристикой, но в данном контексте он является значимым: человек высокого роста – это вольноотпущенный, бывший дворецкий графа Петра Ильича, Михайло Савельев, по прозвищу Туман; худенький, – Стёпушка, которого «нельзя было считать ни за человека вообще, ни за дворового в особенности».

В рассказе «Два помещика» противопоставление по росту является средством характеристики людей одинакового социального положения, но разных по своим взглядам и жизненным позициям. Важно заметить, что знакомство читателя с героями своего повествования И. С. Тургенев и в этом рассказе начинает с указания на рост человека. Вот генерал-майор Хвалынский: «Представьте себе человека высокого и когда-то стройного…». Мардарий Аполлоныч Стегунов – «Он ни в чём не походил на Хвалынского… Мардарий Аполлоныч старичок пухленький, лысый…».

Интересно, что противопоставленными по росту оказываются и два приятеля Обалдуй и Моргач, показанные в рассказе «Певцы». Писатель, знакомя читателей с этими героями, обращает внимание на их рост, одежду, начинается же повествование о них с одного и того же глагола, ср.: ... показался мужчина высокого роста, без шапки, во фризовой шинели – Обалдуй, ... показался человек низенького роста, толстый и хромой. На нём была довольно опрятная суконная чуйка..., высокая остроконечная шапка ... – Моргач. Параллелизм в представлении героев здесь сочетается с противопоставлением их по росту, одежде, что передаётся прежде всего антонимичными сочетаниями высокого роста – низкого роста.

«весомым» при противопоставлении двух лиц, связанных между собой ситуацией («Малиновая вода»), социальным положением («Два помещика»), приятельскими, дружескими отношениями («Певцы»). Оппозиция высокий – низкий (о росте) выступает одним из средств индивидуализации и создания портретной характеристики героев.

В целом же количество героев, выделяющихся своим высоким или небольшим ростом в рассказах примерно одинаково. Наблюдается разнообразие социального состава людей, чей рост является средством портретной характеристики, т. к. в той или иной степени отклоняется от общепринятых норм.

Многочисленность героев высокого роста проявляется в разнообразии социального состава людей этой группы: мужик – «человек лет сорока, худой…» («Хорь и Калиныч»), «Вошёл мужик огромного роста, лет тридцати» («Контора»); лесник – «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу» «Бирюк»); мельник – «человек высокого роста» («Ермолай и мельничиха»); барышник – «человек уже не молодой, высокий и толстый» («Лебедянь»); камердинер – «человек худощавый» («Контора»); лакей – «Юшка, высокий и худощавый старик, лет восьмидесяти» («Два помещика»); дворовой – мужчина высокого роста («Певцы»), князь – «…князь Козельский – вон этот высокий » («Гамлет Щигровского уезда»); помещик – «…человек высокого роста, с усами, вышел из чащи…», «Я здешний помещик Радилов» («Мой сосед Радилов»), разорившийся помещик – «А вот это, – подхватил Радилов, указывая мне на человека высокого и худого…» («Мой сосед Радилов»), «... какой-то господин с правильным лицом и благородной осанкой» («Лебедянь»).

Не менее разнообразен и социальный состав героев, обращающих на себя внимание невысоким ростом: зажиточные мужики Хорь и бурмистр; бывший дворецкий вольноотпущенный по прозвищу Туман; отставной поручик Виктор Хлопаков, маленький, смугленький и худенький человек ... «Лебедянь»); Конторщик.. . человек лет пятидесяти, толстый, низкого росту. .. («Контора»); Уездный лекарь , человек небольшого роста, «Уездный лекарь»); бывший кучер, приказчик, отпущенный на волю, мещанин Моргач («Певцы»); рядчик – невысокого роста плотный мужчина лет тридцати («Певцы»), помещики – Мардарий Аполлоныч Стегунов... старичок низенький , пухленький, лысый.., ... молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч Пеночкин. ... , сложен щеголевато... («Бурмистр»).

Особого внимания заслуживает описание внешнего облика однодворца Овсяникова. Вот первое знакомство с ним в рассказе «Мой сосед Радилов»: «…вошёл в комнату старик росту , плечистый и плотный, однодворец Овсяников». В рассказе «Однодворец Овсяников» читаем: «Представьте себе, любезные читатели, человека полного, высокого , лет семидесяти… И жену он сыскал по себе. Татьяна Ильинична Овсяникова была женщина росту , важная, молчаливая… племянник его – Митя, малый лет двадцати восьми, высокий , стройный и кудрявый…». Во всех приведённых отрывках подчёркивается высокий рост однодворцев – в прошлом помещиков, дворян, переселённых или переселившихся сюда, на южные земли Русского государства, из Москвы и других городов центра.

плечистый, плотный, б урмистр – плечист, плотен, Овсяников – только Хорь и бурмистр низкого роста (как и подобает орловскому мужику), Овсяников же – высокого роста (потомок приезжих на службу людей). Плечистый , то есть с широкими плечами, плотный, – именно таким, по всей видимости, представлялся И. С. Тургеневу русский мужик. Вспомним в связи с этим слова рассказчика о Хоре: «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика».

В целом ряде рассказов, как и в рассказе «Однодворец Овсяников», писатель непосредственно обращается к читателю, призывая его представить себе того или иного нового героя: «Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого » («Ермолай и мельничиха»), «представьте себе человека высокого и когда-то стройного» («Мой сосед Радилов») и др. Как видим, и здесь при актуализации внимания на внешнем облике обязательно даётся указание на рост персонажа.

Существительное человек – одно из самых частотных в портретных характеристиках героев: (стоял) человек уже не молодой, высокий и толстый («Лебедянь»), (заговорил) человек высокого роста («Контора»), («Хорь и Калиныч», человек высокого роста, с усами, вышел из чащи («Мой сосед Радилов»).

Конкретизация портретной характеристики осуществляется за счёт существительных, указывающих на половую, социальную принадлежность, возраст героев рассказов: «высокий » («Гамлет Щигровского уезда»), « женщина высокого росту» («Однодворец Овсяников»); «рослый мужик » («Стучит»), « мужик огромного роста» («Контора»), «... князь Козельский – вон этот высокий мужчина с бородой...» («Гамлет Щигровского уезда»); « высокого росту» («Мой сосед Радилов»), «высокий и худощавый старик» («Два помещика»), « старичок » («Два помещика»), « старушка небольшого росту» («Мой сосед Радилов»), «маленькая жёлтая старушонка» («Пётр Петрович Каратаев»), « лет двадцати восьми, высокий, стройный» («Однодворец Овсяников»), «дюжий парень» («Чертопханов и Недопюскин»), « молодец… » («Бирюк»). Каждое из приведённых агентивных существительных одновременно указывает на несколько признаков: мужчина , женщина , старик, старушка, старушонка, малый, молодец, парень – пол и возраст, , князь – пол, возраст, социальное положение. Употребление таких существительных, включающих в свое лексическое значение несколько разноплановых агентивных сем, одновременно с указанием на рост создаёт довольно яркий портрет героя.

Несмотря на частотность, даже некоторую обязательность оценки того или иного героя по росту при самом первом знакомстве с ним, при чтении рассказов такая особенность представления героев не только не бросается в глаза, но и не вносит элемента повторяемости, некой шаблонности – всё это свидетельствует о большом мастерстве писателя, о глубоком знании им языка и умении использовать различные языковые средства для передачи своих мыслей. Для выражения одного и того же (или очень близкого) содержания, одной и той же личностной характеристики по росту И. С. Тургенев включает в текст своего повествования имена прилагательные – высокий, рослый, , синонимичные им устойчивые словосочетания – высокого роста (росту), огромного роста / невысокого роста, небольшого роста (росту), низкого росту, низенького роста, маленького роста, фразеологизм имена существительные – великаны, карлик. Кроме разнообразия лексического выражения определяемых (человек, мужчина и под.) высокий, низенький и под.) компонентов в характеризующих по росту синтаксических конструкциях, писатель активно использует порядок данных компонентов как одно из средств передачи тончайших оттенков при описании внешности героев, ср. Юшка, высокий и худощавый старик лет восьмидесяти, вошел с рюмкой водки на тёмном крашеном подносе... («Два помещика»), («Однодворец Овсяников»); ... старушка небольшого росту... («Мой сосед Радилов») и... роста он небольшого , сложен щеголевато... «Бурмистр»).

Обращает на себя внимание почти полное отсутствие стилистически маркированных лексических единиц и устойчивых словосочетаний в структуре характеризующих по росту синтаксических конструкций, в то время как и в общенародном языке, и в орловских говорах абсолютное большинство лексических и фразеологических единиц, оценивающих человека по росту, являются стилистически окрашенными (употребляются в разговорной речи, просторечии). И. С. Тургенев предпочитает спокойные, нейтральные в стилистическом плане характеристики, не репрезентируя таким образом авторское отношение, давая возможность читателю самому определить своё отношение к герою рассказа.

Приведённая нами особенность в изображении портретов героев подтверждает слова В. Б. Шкловского, который назвал «Записки охотника» книгой «с минимальным показом рассказчика».

Выявленное своеобразие в портретных характеристиках является ещё одним доказательством того, что несмотря на определённую автономность отдельных рассказов, «Записки охотника» представляют собой художественное эпическое единство.

Раздел сайта: