Тургенев И. С. - Боткину В. П., 8 (20) февраля 1856 г.

467. В. П. БОТКИНУ

8 (20) февраля 1856. Петербург 

С. Петербург.

8-го февр. 1856.

Милый Боткин,

Получил твое письмо о Лодыженской1. Характера стека ее так верна, что остается удивляться, почему ты с таким тонким пониманьем человеческих физиономии никогда ничего не сочинял сам? Посылка (т. е. повесть ее) к тебе уже отправлена - и ты, вероятно, ее уже получил и отвез. Однако я полагаю, тебе все-таки будет приятно знакомство с Лодыженской: она именно +, а не - 2.

Что тебе сказать об нас? Всё идет помаленьку. Я познакомился с Гагариной3, которая мне чрезвычайно понравилась. Некрасов поправляется. С Толстым я едва ли не рассорился - нет, брат, невозможно, чтоб необразованность не отозвалась так или иначе. Третьего дня, за обедом у Некрасова, он по поводу Ж. Занд высказал столько пошлостей и грубостей, что передать нельзя. Спор зашел очень далеко - словом - он возмутил всех и показал себя в весьма невыгодном свете. Когда-нибудь расскажу тебе - а писать неловко4.

Фет уехал. Стихотворения его все приведены в порядок и уже поступили в цензуру5. На днях начнется печатание.

Как в Москве понравилась 2-я книжка "Современника", и какое составилось там окончательное мнение о "Рудине"? Напиши мне это6. А 3-я книжка "Русского вестника" недурна7. Островский приехал вчера. Я тебе сообщу, какое он произведет здесь впечатление - и какое на него произведут впечатление8.

Вчера у Штакенншейдер на домашнем театре давали "Школу гостеприимства" - и она произвела скандал и позор - половина зрителей с омерзением разбежалась - я спрятался и удрал - а Дружинин стоял среди публики, как утес среди волн. Григорович, который всё еще тут витает, совсем не явился. Лучше всего было то, что эту чепуху приписывали мне. Я пережил трудные минуты - да и можно ли было вытащить на свет божий этот фарс, годный только в каникулярные дни в степной деревне?9

Третьего дня я был на генеральной репетиции "Чиновника", пьесы Соллогуба. Вера Самойлова очень была мила10. Искусственна до конца ногтей,-- но и сама пиеса искусственна, точно написана для Gymnase11, с добродушным полковником, комическим лицом, великодушным jeune premier и кокетливой вдовой. Впрочем, ты знаешь "Чиновника". Ее ставят теперь у Марьи Николаевны12 -- и Соллогуб est redevenu inabordable et insolent. Чёрт с ним!

Прощай.

Твой

Ив. Тургенев.

Примечания

Печатается по подлиннику: ГМТ, архив В. П. Боткина, No 60909.

Впервые опубликовано: Боткин и Т, с. 78--80.

Стр. 81. первым любовником (франц.).

Стр. 81. стал снова неприступным и дерзким (франц.).

1 Речь идет о письме В. П. Боткина от 3(15) февраля 1856 г. (Боткин и Т, с. 76--78).

2 О повести Ладыженской см. письмо 466. В своем письме от 3(15) февраля Боткин следующим образом характеризовал Е. А. Ладыженскую: "Вообще она показалась мне несколько странною,-- но в сущности очень хорошею женщиной <...> К литературе, кажется, она имеет великую страсть - и едва ли счастливую. Худо то особенно, что она уже мечтает получать деньги за свои повести! Сколько я мог заметить, в натуре ее нет поэтического, а головного раздражения немало. Кажется, она весьма ограниченно образована и развита и вообще мало была с действительно порядочными людьми <...> В одном положительно я убежден, что перед Екатер. Алекс, с уверенностью можно поставить +, не --" (Боткин и Т,

3 О какой именно Гагариной идет речь, установить не удалось.

4 О споре, который разгорелся между Тургеневым и Толстым по поводу Ж. Санд на обеде в редакции "Современника", пишет в своих воспоминаниях Д. В. Григорович: "Толстой был довольно молчалив, но к концу он не выдержал. Услышав похвалу новому роману Ж. Занд, он резко объявил себя ее ненавистником, прибавив, что героинь ее романов, если б они существовали в действительности, следовало бы, ради назидания, привязывать к позорной колеснице и возить по петербургским улицам" (Григорович Д. В. Литературные воспоминания. М., 1961, с. 148). Л. Н. Толстой в своем дневнике записал 7(19) февраля 1856 г.: "... поссорился с Тургеневым" (Толстой, т. 47, с. 67).

5 Фет, ч. 1, с. 105--108, 126, 135). Дата цензурного разрешения "Стихотворений А. А. Фета" (СПб., 1856) - 11(23) февраля 1856 г.

6 "Рудин" был напечатан в "Современнике" в 1856 г. (No 1 и 2). Кроме "Рудина", во второй книжке "Современника" за 1856 г. были напечатаны: из путевых заметок И. А. Гончарова "Острова Бонин-Сима" (очерк, впоследствии вошедший в книгу "Фрегат Паллада" - т. 1, гл. VIII), стихотворения Фета, Некрасова, А. М. Жемчужникова, А. К. Толстого, рассказ М. Л. Михайлова "Деревня и город", статьи А. В. Дружинина (о Краббе), В. П. Боткина (о Шекспире), Чернышевского ("Очерки гоголевского периода Русской литературы", статья вторая). Очевидно, свое окончательное мнение о "Рудине" и мнение "москвичей" В. П. Боткин сообщил Чернышевский, т. 1, с. 738--739). Известны отзывы о "Рудине" С. Т. Аксакова (об этом см. письма 464, примеч. 3, и 470, примеч. 1). К. С. Аксаков сообщил Тургеневу свои суждения о "Рудине" в письме от 18(30) июня 1856 г. (Рус Обозр, 1894, No 12, с. 587).

7 "Русского вестника" за 1856 г., в которой были напечатаны стихотворения Н. П. Огарева, Дельвига, статья Б. Н. Чичерина "Сельская община в России" и др.

8 А. Н. Островский приехал в Петербург 7(19) февраля 1856 г. и пробыл до начала апреля того же года. Очевидно, Островский и члены кружка "Современника" произвели друг на друга благоприятное впечатление. 14(26) февраля 1856 г. у Некрасова в честь Островского был дан обед, 20 февраля (3 марта) Островский читал у Тургенева "Семейную картину" и драму "Не так живи, как хочется"; кроме того, в этот приезд Островский подписал совместное с Тургеневым, Л. Н. Толстым и Григоровичем так называемое "обязательное соглашение" об исключительном сотрудничестве в "Современнике".

9 Подробности о постановке "Школы гостеприимства" см.: Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки (1854--1886), М.; Л.: Academia, 1934, с. 117--120; Григорович Д. В. Литературные воспоминания, с. 149--150.

10 "Чиновник" - благонамеренно-обличительная пьеса В. А. Соллогуба (1856), в которой дан образ "идеального чиновника", послуживший образчиком для целой галереи подобных "героев" либерального "обновления" России. Такая направленность пьесы обеспечила ей, с одной стороны, официальный успех и популярность, с другой - сатирические выступления Салтыкова-Щедрина (в рассказах "Озорники" и "Приезд ревизора") и критику Добролюбова. В письме речь идет о генеральной репетиции спектакля, поставленного на домашней сцене в доме Макшеевых. Инициатором спектакля была H. В. Макшеева, рожд. Самойлова, к тому времени оставившая сцену; главную роль исполняла, по желанию Соллогуба, ее сестра В. В. Самойлова, которая, выйдя в 1855 г. замуж за офицера Мичурина, вынуждена была покинуть сцену императорского Александрийского театра. Спектакль пользовался успехом и был повторен один раз во дворце вел. кн. Марии Николаевны, а другой - в театре Эрмитажа по желанию вдовствующей императрицы Александры Федоровны (см.: Крылов Виктор. Сестры Самойловы. - ИВ, 1898, No 2, с. 535--537).

11

12 Во дворце у вел. кн. Марии Николаевны (см.: Пикитенко, т. 1, с. 430--431).

Раздел сайта: