Тургенев И. С. - Виардо Полине, 21 мая (2 июня) 1865 г.

1753. ПОЛИНЕ ВИАРДО

21 мая (2 июня) 1865. Берлин

No 2 

Berlin,

Hôtel de St-Pétersbourg,

ce 2 juin 1865.

Chère Madame Viardot - il est 7 heurs du soir, je m'en vais de ce pas chez Pietsch1, je reviens à 10 h. à l'hôtel et à 10 1/2 je pars pour S. -Pétersbourg. Je ne vous écris ce peu de mots que pour vous dire que j'ai vu trois tableaux de Mentzel2 qui me paraissent tout bonnement des chefs-d'œuvre - (un couronnement du roi actuel dans la cathédrale de Königsberg et deux sujets de la vie de Frédéric le Grand - grandes dimensions3). Je vais, moi aussi, donner dans le superlatif,-- mais je dois dire que la puissance de coloris de cet honme est prodigieuse, ainsi que la vérité et la finesse de ses physionomies4. Il me rappelle Rembrandt - c'est tout dire! Il m'a fait présent d'une lithographie faite par lui d'un de ses tableaux - "Une dispute de Jésus-Christ enfant au temple"5. C'est d'un réalisme impitoyable, mais je trouve cela étonnant - et pour savoir à quoi m'en tenir là-dessus définitivement, je prie Pietsch de vous l'envoyer. Regardez cela un peu avec attention, vous et Viardot - et dites-moi votre impression.

Je vous envoie une photographie de Bismarck.

Je suis bien triste, mais je m'arme de courage et je pense au retour. - Mille amitiés à tous - je vous baise tendrement les mains.

Der Ihrige

J. Tourguéneff.

Перевод с французского:

No 2

Берлин,

гостиница "С. -Петербург",

2 июня 1865.

Дорогая госпожа Виардо - сейчас 7 часов вечера, сию минуту я отправляюсь к Пичу12, которые мне показались просто шедеврами (коронация нынешнего короля в Кенигсбергском соборе и две - на сюжеты из жизни Фридриха Великого - больших размеров3). Я, может быть, сильно преувеличиваю, но должен сказать, что мощь колорита, равно как и верность и тонкость в портретных изображениях у этого художника необыкновенные4. Он напоминает мне Рембрандта - этим сказано все! Он подарил мне литографию, сделанную им самим с одной из его картин - "Спор отрока Иисуса Христа во храме"5. Это безжалостный реализм, но я нахожу это удивительным - а чтобы узнать, стоит ли мне утвердиться окончательно в этом мнении, попрошу Пича послать ее вам. Рассмотрите ее внимательно вместе с Виардо - и сообщите о вашем впечатлении. Посылаю вам фотографию Бисмарка.

Мне очень грустно, но стараюсь держаться и думаю о возвращении. Тысяча приветов всем--вам же нежно целую руки.

Der Ihrige

И. Тургенев.

Примечания

Печатается по фотокопии: ИРЛИ, P. I, оп. 29, No 422. Подлинник хранится в Bibl Nat.

Впервые опубликовано: во французском оригинале - Т, Lettres inéd, p. 125; в русском переводе - Иностранная литература, 1971, No 1, с. 186.

1 В письме к Л. Пичу от 8(20) мая 1865 г. (No 1750) Тургенев сообщал о своем намерении остановиться в Берлине. Как следует из содержания письма, это был не первый визит к Пичу, который познакомил его с А. Менцелем (см. примеч. 2 к письму 1750).

2 Тургенев познакомился с А. Менцелем в этот свой приезд в Берлин (см. письмо Л. Пича к Т. Шторму от 19 июля 1865 г. / Лит Насл, т. 76, с. 587). Об отношениях Тургенева и Менцеля см.: Раппих Х. К портрету Тургенева работы Адольфа Менцеля / Т сб, вып. 1, с. 329--332). Развернутый отзыв о Менцеле содержится в письме Тургенева к Клоди Виардо от 19(31) декабря 1869 г.

3 Речь идет о большом полотне А. Менцеля, над которым он работал 4 года, "Коронация короля Пруссии Фридриха-Вильгельма I в Кенигсбергском соборе" (1861--1865), которое находится сейчас в Берлине. Мендель обратился к изучению эпохи Фридриха Великого еще в конце 1830-х годов, когда им был создан ряд иллюстраций (гравюр) к "Истории Фридриха Великого" Ф. Куглера и изданию произведений Фридриха Великого, осуществленному в 1840-е годы. Впоследствии, в 1850-е - 1870-е гг. им был создан ряд больших исторических полотен на эту тему, таких, как "Круглый стол Фридриха Великого" (1850), "Концерт в Сан-Суси" (1852), "Встреча Фридриха Великого с Иосифом II в Нейссе" (1857) и др. С 1860 г. многие из этих полотен экспонировались в парижском Салоне. Какие из этих работ видел Тургенев, установить не удалось.

4 "будучи великим художником, не является живописцем в точном значении этого слова. Природа, богато одарив его, не сделала его ни колористом, ни знатоком гармонии" (см.: Larousse P. Grand dictionnaire universel, t. 11, p. 46).

5 В 1850-е годы Менцель создал несколько полотен на библейские темы, среди них - картина, упоминаемая Тургеневым. Судьба литографии, подаренной Менцелем Тургеневу, неизвестна.

Раздел сайта: