Тургенев И. С. - Дюкану Максиму, 26 апреля (8 мая) 1867 г.

1997. МАКСИМУ ДЮКАНУ

26 апреля (8 мая) 1867. Баден-Баден 

Bade.

Schillerstrasse, 277.

Mercredi, 8 mai 1867.

Cher ami, je viens vous ennuyer avec une demande, que j'avais déjà faite il y a un an, comme c'est pour un ami je prends un front d'airain: il y a, à l'exposition de peinture, un portrait de femme par Louis Pomey1; voyez-le. Si vous croyez qu'il est digne d'une phrase ou d'un mot dans votre salon, nommez-le2. Je sais que vous évitez autant que possible les noms, "nomina sunt odiosa", mais enfin, voyez le portrait, et puis agissez comme bon il vous semblera. Pomey est un très excellent garèon que j'aime beaucoup.

Je vais à Paris au mois de juin: je vous y trouverai encore. Malgré la grande baisse d'hier à la Bourse, nous croyons encore ici à la paix. En attendant, je vous serre la main bien cordialement.

J. Tourguéneff.

Перевод с французского:

Баден-Баден.

Шиллерштрассе, 277.

Среда, 8 мая 1867.

Дорогой друг, хочу побеспокоить вас просьбой, с которой я уже обращался к вам год тому назад, поскольку дело касается приятеля, я действую напористо: на художественной выставке есть женский портрет работы Луи Поме1; взгляните на него. Если вы найдете его достойным хотя бы одной фразы или одного слова в своем обзоре выставки - упомяните о нем2. Я знаю, что вы по возможности избегаете называть имена - "nomina sunt odiosa" {"имена ненавистны" (лат.).

В Париж я поеду в июне: я еще застану вас там. Несмотря на вчерашнее сильное падение курсов на бирже, мы еще верим в мир. А пока очень сердечно жму вам руку.

И. Тургенев.

Примечания

Печатается по машинописной копии, предоставленной A. Maзоном: Р. I, он. 29, No 173.

Подлинник хранится в Библиотеке Французского Института (Institut de France) в Париже.

Впервые опубликовано: в русском переводе - Лит Насл, érature Comparée, 1947, No 4, p. 569--570.

1 Речь идет о портрете Mme J. P. - Жанны Поме, жены художника, который находился на выставке 1867 г. в Париже (см.: Лит Насл,

2 Дюкан кратко упомянул о Л. Поме в своей статье "Le Salon de 1867": "Между тем, надо сказать, что гг. Родаковский, Кандинский, Поме и Кабанель выставили превосходные портреты" (Revue des Deux Mondes, 1867, 1 juin, p. 654).