Тургенев И. С. - Грановскому T. H., 4(16) декабря 1839 г.

17. Т. Н. ГРАНОВСКОМУ

4(16) декабря 1839. Петербург

Пишу к Вам по обещанью, любезный Грановский, хотя еще сам не успел здесь оглядеться. Я был в больших хлопотах по случаю перемены квартеры нашей и пр. Однако успел быть у некоторых людей. Оттого ли, что я гораздо более ожидал от Петербурга, чем он может дать - но мне здесь довольно грустно. Судите сами: у Плетнева я был и застал его над корректурой "Современника". От него я узнал, что Гоголь живет у Жуковского, хандрит жестоко и едет обратно в Рим1. Он прочел им как-то главы две-три из нового своего романа2 - и, говорят, превосходная вещь этот роман; но он делает это с большим трудом - и печатать не хочет. После смерти Плетнева жены - его середы расстроились - хотя я и не вижу тому причины - она на них играла всегда пассивную роль3. Но его - потеря жены, кажется, очень огорчила. Он вспоминал о Вас и велел напомнить Вам о себе. Напишите ему несколько слов - Вы его очень обрадуете. У Никитенки по пятницам собираются те же люди: Сорокин, Копи, Михайловы, Гебгардты4 - Вы их знаете? Никитенко сам - человек теплый и открытый всем впечатленьям, его гости - я их мало знаю. Копи собирается издавать Пантеон русского и всех возможных театров. Цель этого изданья мной хорошо не понята. Он мне, кажется, хочет предложить поступить в сотрудники5 - по я всё еще колеблюсь погрузиться в русский литературный мир - в "сей грязный омут, господа"6. Краевский, кн. Одоевский7 etc. составляют особую clique, что там делается - неведомо мне сие. Полевой8 не имеет сотрудников и набирает их в высших классах кадетских корпусов, инженерных и других училищ, из учеников, начитавшихся разной дребедени и переводящих повести, данные им Полевым в воскресение,-- украдкой, в течение всей недоли, при свете ночников. Сенковский продолжает свой путь так же, как и прежде. В них не видно перемены9 etc. По боже мой! где ж ты, молодое поколенье, черт возьми!

И всё не перестаю читать Гете. Это чтение укрепляет меня в эти вялые дни. Какие сокровища я беспрестанно открываю в нем! Вообразите - я до сих пор не читал "Римских элегий". Какая жизнь, какая страсть, какое здоровье дышит в них! Гете - в Риме, в объятьях римлянки! Особенно III-ая, V-ая, VII-ая, XII-ая и XV-ая10. Эти элегии огнем пролились в мою кровь - как я жажду любви! Но это томленье бесплодно: если небо не сжалится надо мной и не пошлет мне эту благодать. А - мне кажется - как я был бы добр, и чист, и откровенен, и богат, полюбив! С какой радостью стал бы я жить и с ней.

Грановский, Вы это понимаете - Вы ne станете надо мной смеяться, lie правда ли?

Как бы в противуположность моему чтению Гете прочел я Вернера (Захария) "Das Kreuz an der Ostsee"11. Это творенье исполнено дикими красотами, и, говорят, первая, ненапечатанная часть его, в которой король пруссаков-идолопоклонников, старый Вайдевутис, давший им первые законы, вырезывает из дерева им трех богов, в которых вселяются демоны, и Вайдевут не в силах побороть своих творений,-- эта часть еще прекрасней, при всем безобразии вымысла. Вернер был проникнут духом христианских легенд - и в его "Kreuz an der Ostsee" дух убитого апостола Адальберта является в виде старика - Барда, и всякий раз, при произношении другим имени Иисуса - быстрое пламя вспыхивает и гаснет над его головой. В последней сцене любовники (Мальгона, дочь Конрада, герцога Мазовии, и Вармио, сын Вайдевута, обращенный в христианство) торжествуют при помощи молитв Адальберта над влечением страсти, гибнут непорочными и венчаются венцами мучеников и т. д. Это суровое, безотрадное ученье под стать пескам и туманам Северной Пруссии, как веселая любовь и полная жизнь "Римских элегий" - роскошной природе и наитию древности, их вдохновившей.

emotions. Скажите на милость - что ж осталось мне? Впрочем, мне теперь немного лучше.

Надеюсь на несколько строк от Вас. Мне очень любопытно знать, что Вы - как и т. д. Если Драшусов12 приехал и может располагать деньгами, то нельзя ли получить от него, что он мне должен? Мне деньги теперь крайне нужны. Кланяйтесь ему от меня. Что его здоровье? Если Вы будете писать Станкевичу - не забудьте поклониться ему от меня. Крюгеру, если он в Москве - мой Дружеский поклон.

Прощайте: желаю Вам успехов и здоровья, а я остаюсь навсегда искренно преданный Вам

Иван Тургенев.

P. S. Говорят - la figure d'un creancier est toujours desagreable: и Вы, хотя посредственный заимодавец Драшусова, подпадаете под ту же категорию. Хочу избавить Вас от этой неприятности - а потому пришлите мне адресе Драшусова. Мой адресе: на Гагаринской улице, у Пустого Рынка, в доме Ефремовой, No 11.

С. Петербург. 4-го декабря 1839-го года,

На обороте:

милостивому государю

Тимофею Николаевичу

Грановскому.

В Москве.

 

Примечания

Печатается по подлиннику: ГИМ, ф. 345, ед. хр. 5, л. 95--96.

Впервые опубликовано в отрывке (где идет речь о чтении Гоголем "Мертвых душ"): т. 58, с. 576; полностью: Т, ПСС и II, Письма,

клику (франц.).

Стр. 145. сильные ощущения .).

Стр. 145. лицо кредитора всегда неприятно (франц.).

1 Гоголь приехал в Петербург 30 октября ст. ст. 1839 г. в связи с тем, что в это время его сестры окончили Патриотический институт, и жил сначала у П. А. Плетнева, а потом у В. А. Жуковского. Во второй половине декабря ст. ст. 1839 г. он уехал в Москву и только во второй половине мая 1840 г. отправился за границу (см.: т. 11, с. 260, 268, 283).

2 Речь идет о "Мертвых душах".

3 С. А. Плетнева умерла в апреле 1839 г. В "Литературных и житейских воспоминаниях" ("I. Литературный вечер у П. А. Плетнева") Тургенев говорит о ней как об "уже немолодой даме, болезненного облика и очень молчаливой".

4 Тургенев с конца 30-х годов изредка посещал "пятницы" А. В. Никитенко. Перечисляемые им лица были университетскими товарищами Никитенко, сохранившими тесные дружеские связи и после окончания в 1828 г. университета.

5 "Пантеон русского и всех европейских театров" издавался в течение двух лет (1840--1841) В. П. Поляковым, под редакцией Ф. А. Кони. В нем помещались главным образом переводные и русские драматические произведения, а также статьи по истории театра. Ф. А. Кони был не только редактором, по и деятельным автором этого издания. Сотрудничество Тургенева в "Пантеоне" не состоялось.

6 По-видимому, перефразировка двух последних строк из главы VI "Евгения Онегина". У Пушкина:

В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья!

7 В. Ф. Одоевский сотрудничал в журнале А. А. Краевского "Отечественные записки".

8 "Сына отечества".

9 "Евгения Онегина" (гл. VII, строфа XLV).

10 Гёте писал "Римские элегии" в 1790 г., по возвращении из Рима в Веймар. В 1846 г. в "Петербургском сборнике", изданном Н. Л. Некрасовым, Тургенев поместил свой перевод одной из "Римских элегий" (XII).

11 Драма З. Вернера "Крест на Балтийском море" написана в 1806 г.

12 По всей вероятности, имеется в виду А. Н. Драшусов, который в 1836 или 1837 г. был отправлен за границу для совершенствования в науках, пробыл там около двух с половиной лет и по возвращении занял в Московском университете кафедру астрономии. Тургенев и Грановский могли встречаться с Драшусовым в Берлине, где они одновременно слушали лекции в университете, и тогда, по-видимому, Драшусов задолжал Тургеневу.