Тургенев И. С. - Аксакову К. С., 16 (28) января 1853 г.

252. К. С. АКСАКОВУ

16 (28) января 1853, Спасское 

С. Спасское.

16-го янв. 53.

Любезный К<онстантин> С<ергеевич>. Давно собирался я писать к Вам, но всё откладывал до прочтенья статьи Вашей в "Московском сборнике"1. Теперь я ее прочел с большим вниманием - и, насколько я могу судить в этих вещах - согласен с Вами насчет "родового быта". Мне всегда казался этот родовой быт - так, как его представляют Соловьев2 и Кавелин3 - чем-то искусственным, систематическим, чем-то напоминавшим мне наши давно прошедшие гимнастические упражнения на поприще философии. Всякая система - в хорошем и дурном смысле этого слова - не русская вещь; всё резкое, определенное, разграниченное нам не идет - оттого мы, с одной стороны, не педанты - хотя зато, с другой стороны.....

Я русскую историю знаю, как только может знать ее человек, не изучавший источников; суждение мое о ней вытекает более из сочувствия к тому, что теперь делается в русской жизни; стоит хорошенько присмотреться к современному распорядку деревенскому, чтобы понять невозможность соловьевского родового быта4. Собранные Вами факты были для меня интересны и новы - взгляд Ваш верен и ясен - но, признаюсь Вам откровенно - в выводах Ваших я согласиться не могу: - Вы рисуете картину верную - и, окончив ее, восклицаете: как это всё прекрасно! Я никак не могу повторить этого восклицания вслед за Вами. Я, кажется, уже сказывал Вам, что, по моему мнению, трагическая сторона народной жизни - не одного нашего парода - каждого - ускользает от Вас - между тем как самые наши песни громко говорят о ней!5 Мы обращаемся с Западом, как Васька Буслаев (в Кирше Данилове) с мертвой головой - побрасываем его ногой - а сами... Вы помните, Васька Буслаев взошел на гору, да и сломил себе на прыжке шею. Прочтите, пожалуйста, ответ ему мертвой головы6. У меня Кирша Данилов в издании Сахарова - там нет песни, о которой Вы говорите - а, помнится, я читал ее. Я себе выпишу из Москвы особое издание Кирши Данилова7.

Любопытно мне будет знать Ваше мнение о моем последнем произведении8. Какой Вы из него выведете вывод? Досадно, что все эти вещи нельзя обсудить на бумаге; в час разговора больше скажешь и больше узнаешь, чем в год переписки. Положение мое теперь весьма исключительное - я спрашивал через губернатора у министра внутренних дел - могу ли я посетить свои деревни, лежащие не в Орловской губернии - мне на днях отвечали отказом9. Нечего делать - должно сидеть у моря и ждать погоды. Впрочем, я здесь, по крайней мере, не ленюсь; принялся за свой роман10 и написал пять глав.

Прощайте, добрый К<онстантин> С<ергеевич>. Когда-то бог приведет увидеться? Жму Вам дружески руку и остаюсь

Ваш Ив. Тургенев.

Примечания

Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 3, оп. 9, No 84, л. 2.

BE, 1894, No 1, с. 339--340.

1 Речь идет о статье К. С. Аксакова "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности (по поводу мнений о родовом быте)", опубликованной в 1 томе "Московского сборника" (М., 1852).

2 В статье Аксакова содержится полемика с С. М. Соловьевым по поводу его мыслей о родовом быте, высказанных в "Очерке нравов, обычаев и религии славян, преимущественно восточных, во времена языческие" (см.: Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Н. Калачовым, М., 1850. Кн. 1, с. 3--54) и в 1 томе "Истории России с древнейших времен".

3 К. С. Аксаков оспаривал взгляды К. Д. Кавелина, выраженные в большой рецензий его на книгу А. Терещенко "Быт русского народа" (СПб., 1848). - Совр, 1848, No 9, 10, 12.

4 Процитировав слова Соловьева о том, что "славяне жили под формами родового быта", К. С. Аксаков заявил, что в древней Руси было "общественное, именно общинное устройство,-- общинный быт", при котором "нет и места родовому быту" (Московский сборник. М., 1852. Т. 1, с. 55, 139). Тургенев соглашался с мнением Аксакова, основываясь на своих наблюдениях над современной русской деревней.

5 Идеализируя допетровскую Русь, славянофилы ценили в народе его якобы консервативные черты, его "смирение", и старались найти подтверждение этим свойствам в народной поэзии. Тургенев не соглашался с ними и усматривал в русских песнях отражение тяжелой жизни народа.

6 Васька (Василий) Буслаев - один из богатырей русского эпоса, буйный новогородец, герой былин, известных под названиями "Василий Буслаев" и "Василий Буслаев молиться ездил". В письме Тургенева речь идет о гибели богатыря, которой предшествует его встреча с мертвой головой:

И будет он в пол-горы,
А на пути лежит пуста голова, человечья кость,
Пнул Василий тое голову с дороги прочь;
Провещится пуста голова:
"Той оси ты, Василий Буслаевич!
К чему меня, голову, припинываешь
И к чему побрасываешь?
Я, молодец, не хуже тебя был,
Да умею валитися на той горе Сорочинския;
Где лежит пуста голова,
Лежать будет и Васильевой голове.

к славянофилам Тургенев вложил в уста Потугина в XXV главе романа "Дым".

7 В библиотеке Спасского у Тургенева были только "Сказания русского народа" И. Сахарова, в четвертой книге 1 тома которых помещено всего семь былин из сборника Кирши Данилова. Среди них нет той былины, прочитать которую советовал Тургеневу К. С. Аксаков в письме от конца октября ст. ст. 1852 г.,-- "Сорок калик со каликою" (Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, с. 226--241).

8 "Постоялый двор".

9

10 "Два поколения".