Тургенев И. С. - Аксаковым С. Т., К. С., И. С., 2 (14) апреля 1853 г.

277. С. Т., К. С., И. С. АКСАКОВЫМ

2 (14) апреля 1853. Спасское 

С. Спасское.

2-го апреля 1853.

Я только вчера вернулся из 10-идневпой поездки, добрые друзья мои, С<ергей> Т<имофеевич>, К<онстантин> С<ергеевич> и И<ван> С<ергеевич> - и нашел здесь ваши милые письма1. Не могу ответить вам теперь, как бы хотелось - у меня опять разыгралась моя гастрическая лихорадка и порядком меня мучит - поездка-то моя очень не вовремя была сделана - по хотя несколько слов должен вам сказать сегодня. - Я очень счастлив и рад, что вам мой "Постоялый двор" поправился2 - всякие похвалы более или менее, но человеческой слабости, приятны - но в ваших словах я не похвалы себе вижу, а поощрение, ручательство в том, что я не сбиваюсь с дороги - и это меня радует и подкрепляет. Дай бог, чтобы и вперед я заслужил ваше драгоценное для меня одобрение! Отвечать же на всё то, что вы мне пишете по поводу "П<остоялого> д<вора>", я теперь не в силах - когда-нибудь в другое время - насколько это будет возможно в письме, но, отложив в сторону всякое сочинительство - или, говоря правильнее, всякое сочинительское самолюбие - не могу не повторить, что со всем сказанным К<онстантином> С<ергеевичем> - согласиться мне трудно3. Это не мешает мне быть душевно благодарным за его участие - и со вниманием взвешивать и обдумывать каждое его слово. Ваша оценка каждого отдельного лица в "П<остоялом> д<воре>" - милый С<ергей> Т<имофеевич>4 -- меня просто возгордила - стало быть, подумал я, я не напутал, коли С<ергей> Т<имофеевич> так верно понял всё, что я хотел сказать. Я для Вас приказал уже переписать "П<остоялый> д<вор>" и пошлю его Вам. Вуду ждать Ваших самомалейших замечаний с нетерпеньем - что касается до провинциальных выражений5 - то, к несчастью, я сам их незаметно употребляю в разговоре - и покойный критик В. Г. Б. всегда называл меня "орловцем, не умеющим говорить по-русски"6. Прошу Вас указывать мне такие выражения.

Ваш "Охотничий сборник" - блистательная и, я надеюсь, выгодная в денежном отношении мысль. Разумеется, я Ваш сотрудник и мое перо, мое имя к Вашим услугам. На днях примусь думать о содержании статей7 и сообщу Вам - на чем остановлюсь.

Кончаю мое короткое письмо - лихорадка моя почти исчезла - но осталась какая-то слабость и тупость. Считайте за мною, по крайней мере, два больших и дельных письма - а теперь позвольте обнять вас всех от души и пожелать вам всего хорошего.

Ваш

Ив. Тургенев.

Примечания

Печатается по подлиннику: ИРЛИ, ф. 13, No 72, л. 3--4.

Впервые опубликовано: BE, 1894, No 2, с. 470--471.

1 Говоря о своем возвращении из "10-дновной поездки", Тургенев имеет в виду тайное пребывание в Москве, куда он ездил для свидания с П. Виардо, прибывшей на гастроли. Далее речь идет о письмах с. Т. Аксакова от 9, 10, 11, 14 и 17 марта ст. ст. 1853 г., а также письмах И. С. Аксакова от 11 марта ст. ст. 1853 г. и К, С. Аксакова от 12 марта ст. ст. 1853 г. (см.: Рус Обозр, 1894, No 9, с. 24--33).

2 Общее впечатление от "Постоялого двора" сложилось у всех Аксаковых вполне положительное.

3 Тургенев не мог согласиться с тем, как К. С. Аксаков толковал особенности русского народного характера в связи с образом Акима из "Постоялого двора". В письме к Тургеневу от 12 марта 1853 г. К. С. Аксаков высказал мысль, что "русский человек или, лучше, русский крестьянин есть, в существенных своих проявлениях, действиях и словах, такой великий наставник и проповедник истины и добра христианского учения, который убедит всякого, кто упрямо не заткнет ушей" (Рус Обозр, 1894, No 9, с. 29).

4 С. Т. Аксаков в письмах к Тургеневу от 10 и 14 марта ст. ст. 1853 г. высказал ряд соображений по поводу "Постоялого двора" в целом (он называл эту повесть "превосходною"), а также об отдельных персонажах - Акиме, его жене, Науме и других 1894, No 9, с. 20, 31--32).

5 В письме к Тургеневу от 14 марта ст. ст. С. Т. Аксаков сделал также несколько замечаний "насчет неточного употребления слов и даже выражений" в "Постоялом дворе" (Рус Обозр, 1894, No 9, с. 32].

6 "Записок охотника" "пересаливает в употреблении слов орловского языка..." (Белинский, т. 12, с. 467).

7 Об этом предприятии сообщал Тургеневу С. Т. Аксаков в своем письме от 9 марта ст. ст. 1853 г.: "... я вздумал издавать ежегодно <...> "Охотничий сборник""

Раздел сайта: