Поиск по творчеству и критике
Cлово "1922"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Провинциалка
Входимость: 4. Размер: 152кб.
2. Фауст (примечания)
Входимость: 4. Размер: 74кб.
3. Стенo. Примечания
Входимость: 3. Размер: 11кб.
4. Трофимов И. Т.: Роман И. С. Тургенева "Новь" и общественно-литературная борьба 70-х годов
Входимость: 3. Размер: 194кб.
5. Накануне (Примечания). Часть I
Входимость: 2. Размер: 45кб.
6. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава вторая. "Записки охотника"
Входимость: 2. Размер: 121кб.
7. Архангельская Т. Н.: За строкой письма… К вопросу о восприятии И. С Тургеневым повести Л. Н Толстого "Детство"
Входимость: 2. Размер: 32кб.
8. Тургенев И. С. - Леонтьеву К. Н., 12 (24) июня 1851 г.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
9. Алексеев M. П.: Письма И. С. Тургенева. Глава 2
Входимость: 2. Размер: 79кб.
10. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава восьмая. Тургенев в канун падения крепостного права "Накануне". Разрыв с "Современником"
Входимость: 2. Размер: 129кб.
11. Алексеев M. П.: Письма И. С. Тургенева. Глава 5
Входимость: 2. Размер: 109кб.
12. Гроссман Л. П.: Театр Тургенева. VII. Либретто комических опер
Входимость: 2. Размер: 26кб.
13. Киреев Руслан: Великие смерти - Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. Булгаков. Последний полет
Входимость: 2. Размер: 65кб.
14. Цейтлин А. Г.: "Дым".
Входимость: 2. Размер: 99кб.
15. Помещик
Входимость: 2. Размер: 51кб.
16. Месяц в деревне (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 80кб.
17. Два приятеля
Входимость: 1. Размер: 169кб.
18. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава четвертая. Тургенев и Толстой
Входимость: 1. Размер: 241кб.
19. Тургенев И. С. - Редактору "С. -Петербург­ских ведомостей", 8/20 января 1870 г.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
20. Минский Николай: Встреча с Тургеневым
Входимость: 1. Размер: 17кб.
21. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1831-1849гг.)
Входимость: 1. Размер: 142кб.
22. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава седьмая. "Дым" в ряду романов Тургенева
Входимость: 1. Размер: 61кб.
23. Тургенев И. С. - Леонтьеву К. Н., 3 (15) апреля 1854 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
24. 17-й №
Входимость: 1. Размер: 2кб.
25. Тургенев И. С. - Анненкову П. В., 25 марта (6 апреля) 1862 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
26. Тургенев И. С. - Делессер Валентине, 8(20) сентября 1863 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
27. Тургенев И. С. - Александру II, 1860 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
28. Касьян с красивой мечи (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 11кб.
29. Тургенев И. С. - Шторму Теодору, 18 (30) ноября 1865 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
30. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 16(28) февраля 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
31. Гроссман Л. П.: Театр Тургенева. Фиксация тургеневского спектакля "Месяц в деревне" в Художественном театре
Входимость: 1. Размер: 36кб.
32. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 1. Размер: 113кб.
33. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава одиннадцатая. Повести о прошлом. "Новь". Последние годы
Входимость: 1. Размер: 171кб.
34. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Роман "Новь"
Входимость: 1. Размер: 88кб.
35. * * * ("Жил-был некакий мальчишка... ")
Входимость: 1. Размер: 5кб.
36. Лотман Л. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 1. Размер: 85кб.
37. Список сокращений (Письма Тургенева, 1850-1854гг.)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
38. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава первая. Тургенев и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 106кб.
39. Список сокращений (Письма Тургенева, 1831-1849гг.)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
40. Тургенев И. С. - Редактору "Gaulois", 1/13 февраля 1882 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
41. Постоялый двор
Входимость: 1. Размер: 147кб.
42. Новь. Подготовительные материалы
Входимость: 1. Размер: 100кб.
43. Дневник. Ноябрь 1882 — январь 1883 г.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
44. Переписка
Входимость: 1. Размер: 103кб.
45. Воспоминания о Шевченке
Входимость: 1. Размер: 28кб.
46. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1859-1861гг.)
Входимость: 1. Размер: 198кб.
47. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1855-1858гг.)
Входимость: 1. Размер: 207кб.
48. Лес и степь (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 8кб.
49. Тургенев И. С. - Анненкову П. В., 17 февраля (1 марта) 1866 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
50. Дым (Примечания). Часть V
Входимость: 1. Размер: 52кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Провинциалка
Входимость: 4. Размер: 152кб.
Часть текста: Миша , дальний родственник Дарьи Ивановны, 19 лет. Граф Валерьян Николаевич Любин , 49 лет. Лакей графа , 30 лет. Васильевна , кухарка Ступендьева, 50 лет. Аполлон , мальчик Ступендьева, 17 лет. Действие происходит в уездном городе, в доме Ступендьева. Театр представляет гостиную в доме небогатого чиновника. Прямо дверь в переднюю, направо — в кабинет; налево два окна и дверь в садик. Налево в углу низенькие ширмы; спереди диван, два стула, столик и пяльцы; направо, на втором плане, небольшое фортепиано; спереди стол и стул. Явление первое За пяльцами сидит Дарья Ивановна. Она одета очень просто, но со вкусом. На диване сидит Миша. Он скромно читает книжечку. Дарья Ивановна (не поднимая глаз и продолжая шить). Миша! Миша (опуская книжечку). Чего изволите? Дарья Ивановна . Вы… ходили к Попову? Миша . Ходил-с. Дарья Ивановна . Что он вам сказал? Миша . Он сказал-с, что всё будет прислано, как следует. Я особенно просил его о красном вине-с. Вы, говорит, будьте покойны-с. (Помолчав.) Позвольте узнать, Дарья Ивановна, вы кого-нибудь ожидаете? Дарья Ивановна ....
2. Фауст (примечания)
Входимость: 4. Размер: 74кб.
Часть текста: роману "Дворянское гнездо" - наиболее существенные варианты чернового автографа. Все варианты рукописей публикуются в настоящем издании впервые. Варианты черновых автографов повести "Ася" и рассказа "Поездка в Полесье", не вошедшие в настоящий том, будут напечатаны в одном из "Тургеневских сборников", издаваемых Институтом русской литературы АН СССР. Описания сохранившихся черновых автографов "Поездки в Полесье", "Аси" и "Дворянского гнезда" - с приведением некоторых вариантов, помогающих воссоздать историю текстов, - даются в разделе "Примечания", в комментариях к каждому из указанных произведений. Система подачи вариантов изложена в уже вышедших томах настоящего издания (см. т. I, стр. 475-476; т. V, стр. 434; т. VI, стр. 400). Варианты, находящиеся в разных источниках, но совпадающие между собой, объединяются и помещаются однажды, лишь с указанием к каждому такому варианту (в скобках) всех источников текста, в которых имеется данный вариант. Источники текстов даются в следующих сокращениях (сиглах): Рукописные источники HP - наборная рукопись. ЧА - черновой автограф. Печатные источники Б Чт - "Библиотека для чтения". С - "Современник". 1856 - Повести и рассказы И. С. Тургенева. С 1844 г. по 1856 г. Часть III. СПб., 1856. 1859 - Дворянское гнездо. Роман И. С. Тургенева. М., 1859. 1860 - Сочинения И. С. Тургенева. Исправленные и дополненные. Издание Н. А. Основского. Тома I, III и IV. М., 1860. 1865 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1864). Издание братьев Салаевых. Тома III и IV. Карлсруэ, 1865. 1868 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1868). Издание братьев Салаевых. Часть 4. М., 1868. 1869 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1868). Издание братьев...
3. Стенo. Примечания
Входимость: 3. Размер: 11кб.
Часть текста: Много лет в Советском Союзе местонахождение автографа не было известно, и во всех изданиях сочинений Тургенева текст поэмы печатался по публикации Гершензона. В январе 1962 г. известный английский библиограф Дж. С. Г. Симмонс сообщил, что рукопись «Сте́но» хранится в Британском музее, и вскоре прислал в ИРЛИ микрофильм поэмы. Автограф «Сте́но» заключен в тетрадь с твердой обложкой, на которой написано: «Сочинение И. Тургенева». Размер тетради 32×22 см, она содержит 37 пронумерованных страниц и титульный лист. Конец текста, после стиха 1229, записан на поле последней страницы. После текста написано: «Конец» и подпись: «И. Тургенев». На полях рукописи имеются пометы и замечания. По предположению Гершензона, они принадлежат П. А. Плетневу. Проследим историю рукописи от момента ее появления до передачи в Британский музей. Закончив «Сте́но» в декабре 1834 г., Тургенев в 1836 и 1837 гг. давал рукопись поэмы профессорам С. -Петербургского университета, где он тогда учился, П. А. Плетневу, а после него — А. В. Никитенко (об этом см. ниже). Значительно позже, вероятно, в период своего сотрудничества в «Современнике» (1847–1860), Тургенев подарил рукопись «Сте́но» А. Я. Панаевой, о чем имеется указание на первой странице: «Сей экземпляр подарен мною А. Я. П. — И. Т.» (см. с. 337; инициалы расшифрованы Гершензоном). В послесловии к первой публикации указано, что «возможностью ознакомить читателей с этим неизданным юношеским произведением Тургенева мы обязаны душеприказчику наследников Никитенко — А. И. Старицкому» ( Гол Мин, 1913, № 8. с. 254). Как попала рукопись от Панаевой к Никитенко, установить не удалось. При рукописи находится записка, рассказывающая о дальнейшей судьбе автографа. «Рукопись И. С. Тургенева принадлежит M. M. Любощинскому, к...
4. Трофимов И. Т.: Роман И. С. Тургенева "Новь" и общественно-литературная борьба 70-х годов
Входимость: 3. Размер: 194кб.
Часть текста: начало 80-х годов прошлого века, богат новыми художественными достижениями «знаменитого русского писателя» (В. И. Ленин). Этот период характеризуется интенсивной литературной деятельностью Тургенева, который, несмотря на тяжелую мучительную болезнь, создает немало ценных художественных произведений, имеющих большое познавательное значение и в наши дни. Отдельные исследователи творчества Тургенева 70-х годов склонны приуменьшать общественный резонанс его произведений этой поры. Сложная общественно-политическая позиция Тургенева 70-х годов иногда оценивается односторонне. Даже творчество Тургенева 60-х годов в отдельных работах неправомерно принижается. Так, В. Архипов в статье: «К творческой истории романа «Отцы и дети» («Русская литература», 1958, № 1) ставит своей целью доказать недоказуемое, убедить читателя в том, что И. С. Тургенев якобы является предтечей либеральных ренегатов и реакционных веховских борзописцев типа Бердяева и К0. По убеждению В. Архипова, Тургенев, лично колебавшийся между...
5. Накануне (Примечания). Часть I
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Часть текста: французском языке) и Мазон, с. 67. См. наст. том, с. 305. План новой повести. 5 л. Хранится: Bibl Nat, Slave 88; фотокопия — ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 208. Опубликовано: Revue des Etudes slaves, 1925, т. V, в. 3–4, p. 245–254; Мазон, с. 68–76. Рус. Вестн, 1860, т. XXV, кн. 1–2, с. 69–212. Т, Соч, 1860–1861, т. IV, с. 301–456. Т, Соч, 1865, ч. IV, с. 239–411. Т, Соч, 1868–1871, ч. 4, с. 261–428. Т, Соч, 1874, ч. 4, с. 257–424. Т, Соч, 1880, т. 4, с. 1–170. Т, ПСС, 1883, т. IV, с. 1–192. Впервые опубликовано: Рус Вестн, 1860–1861, том XXV, кн. 1–2, с. 69–212, с подписью «Ив. Тургенев» (ценз. разр. 18 января и 3 февраля 1860 г.). Печатается по тексту Т, ПСС, 1883, с учетом списков опечаток, приложенных к Т, Соч, 1874 и Т, Соч, 1880, с устранением опечаток, не замеченных Тургеневым, а также со следующими исправлениями по другим источникам: Стр. 164, строка 43: «как очарованные; как очарованные, как мертвые» вместо «как очарованные; как мертвые» (по всем другим печатным источникам и черновому автографу). Стр. 166, строки 43–44: «то умиление» вместо «то утомление» (по всем другим печатным источникам). Стр. 172, строка 42: «и, не дождавшись» вместо «и, дождавшись» (по черновому автографу, Рус Вестн, Т, Соч, 1860–1861, 1865 ). Стр. 174, строка 11: «промолвив» вместо «промолвил» (по Рус Вестн ). Стр. 176, строка 22: «неверным голосом» вместо «нервным голосам» (по черновому автографу и печатным источникам до Т, Соч, 1860–1861, 1880 ). Стр. 178, строка 15: «осталось» вместо...
6. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава вторая. "Записки охотника"
Входимость: 2. Размер: 121кб.
Часть текста: охотника" Глава вторая. "Записки охотника" 1 Произведения Тургенева середины 40-х годов соответствовали общему художественному уровню русской литературы того времени. Однако их содержание не затрагивало коренных вопросов русской жизни крепостной эпохи. В этом отношении ранние повести Тургенева уступали таким, например, произведениям "натуральной школы", как "Деревня" Григоровича, "Бедные люди" Достоевского, роман Герцена "Кто виноват?". Тургенев не мог не оценивать свою деятельность писателя в свете той высокой общественной роли, которую все более приобретала в условиях борьбы с крепостничеством русская литература. Он заметил также, что и Белинский холоднее стал отзываться о его новых произведениях. "Не предстояло никакой надобности продолжать подобные упражнения,- и возымел твердое намерение вовсе оставить литературу",- рассказывает Тургенев, вспоминая о мучившей его творческой неудовлетворенности. Случай помог ему открыть в своем таланте новые возможности. "Только вследствие просьб И. И. Панаева, не имевшего чем наполнить отдел смеси в 1-м нумере "Современника", я оставил ему очерк, озаглавленный "Хорь и Калиныч" (слова "Из записок охотника" были придуманы и прибавлены тем же И. И. Панаевым с целью расположить читателя к снисхождению),- продолжает свой рассказ Тургенев. - Успех этого очерка побудил меня написать другие; и я возвратился к литературе" (X, 302). Это признание Тургенева некоторые исследователи оценивали как свидетельство того, что "Записки охотника" представляли в его творчестве случайно возникшее явление. Однако сближение творчества Тургенева с реальной действительностью, его...
7. Архангельская Т. Н.: За строкой письма… К вопросу о восприятии И. С Тургеневым повести Л. Н Толстого "Детство"
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Часть текста: с ним. 4 апреля 1853 г. сестра писателя М. Н. Толстая сообщала ему на Кавказ из Покровского: «…я прочитала твоё первое эссе “Моё детство”, это очаровательно, и не одна я это говорю, побуждаемая братской любовью, таково общее мнение. Брат И. С. Тургенева – наш сосед, мне случалось несколько раз видеть его жену, которая выразила мне своё восхищение твоим талантом, сказав мне, что Иван Сергеевич прочёл эту статью и очень её хвалит и очень желает с тобой познакомиться, он даже посылал к нам узнавать, правда ли, что ты будто приехал с Кавказа» 1. 29 октября 1854 г. Тургенев в письме к Е. Я. Колбасину из Спасского, узнав об успехе «Отрочества» Л. Н. Толстого, отозвался об авторе: «Это талант первостепенный». 4 декабря 1854 г. Тургенев извещает (из Петербурга) уже знакомых ему «покровских» Толстых, семью сестры писателя: «”Отрочество” произвело здесь глубокое впечатление – Лев Николаевич стал во мнении всех в ряду наших лучших писателей – и теперь остаётся ему...
8. Тургенев И. С. - Леонтьеву К. Н., 12 (24) июня 1851 г.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Часть текста: вчера - и, видите, не замедлил ответом. Вы не почли нужным, как Вы говорите, "рассыпаться в изъявлениях благодарности" - я, с своей стороны, избавлю и Вас от уверений в искреннем моем участии к Вашему таланту; лучшим доказательством этого участия послужит подробность и добросовестность моих заметок. Начнем с Ваших гекзаметров 1 . Прилагаю их к этому письму вместе с таблицей всех чисто метрических ошибок, найденных мною в Ваших стихах. Вы - извините за откровенность - Вы до сих пор не имели точного понятия о гекзаметре. Но это не должно Вас опечалить; Вы владеете языком, выраженья Ваши живы и счастливы - овладеть размером Вам будет очень легко. Позвольте сообщить Вам несколько замечаний о гекзаметре, которые, я надеюсь, не будут Вам бесполезны - и не взыщите за наставнический тон. Гекзаметр состоит из шести стоп, пяти трехсложных, в которых первый слог долгий, а вторые два коротких и одной окончательной, усеченной стопы, состоящей из одного долгого и одного короткого слога. Вот его форма: Эта форма представляет полный гекзаметр. Греки, изобретшие этот размер, заменяли часто в одной, иногда в двух, иногда во всех стопах, исключая пятой, которая всегда оставалась полной, и последней, шестой, усеченной, которая тоже никогда не изменялась, -- заменяли, говорю, короткие два слога - одним длинным {*} - что придавало большое разнообразие и гибкость этому размеру. Повторяю, пятая стопа и последняя никогда не изменялись - они-то придают гекзаметру его характер - и потому оканчивать стих мужской рифмой, слогом с ударением, как Вы это сделали, напр., в полустишье: Яков-садовник хранил,-- совершенно...
9. Алексеев M. П.: Письма И. С. Тургенева. Глава 2
Входимость: 2. Размер: 79кб.
Часть текста: без иронии относился к этому распространенному тогда обыкновению. Ситуация, описанная в "Московском телеграфе", весьма близка к той, благодаря которой до нас дошли ранние письма Тургенева, писанные еще неопытным пером будущего романиста. В этом журнале рассказывается о некоем дядюшке, упрекающем своего племянника за то, что тот мало ему пишет. Племянник оправдывается: "Да о чем же мне писать, дядюшка? Если наполнить письмо только одними учтивыми фразами и уверять в покорности своей к услугам вашим, так об этом писать нечего: надобно доказывать любовь свою к родным не на письме, а на деле". Дядя упорствует: "Да все-таки, хоть бы что-нибудь да написал". "Ах, дядюшка! - отвечает племянник. - Письмописание доведено у нас до такой степени совершенства, что если примемся за перо, то напрасно будем искать новых выражений: все они ежедневно разъезжают по губерниям, так что иногда подумаешь, будто играешь в волан с тем, с кем имеешь переписку". Но эти доводы дядюшку не убеждают, и молодой человек, с неудовольствием видя, что ему придется покориться необходимости писать "хоть вздор, хоть одни учтивости",-- потому что "между родными так водится", -- составляет типические образцы таких писем, которые "целыми кипами ежедневно приезжают во все почтамты" {H - в И. Необходимость переписки между родными. - Московский телеграф, 1827, ч. XV, с. 115--121.}. Ранние письма Тургенева к отцу и матери, до нас не дошедшие,...
10. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава восьмая. Тургенев в канун падения крепостного права "Накануне". Разрыв с "Современником"
Входимость: 2. Размер: 129кб.
Часть текста: это развитие как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Крымская война, в которой "царизм потерпел жалкое крушение" 1* , показала всю отсталость реакционного, насквозь прогнившего николаевского режима, необходимость ликвидации феодально-крепостнического строя. "Крестьянские "бунты", возрастая с каждым десятилетием перед освобождением, заставили первого помещика, Александра II, признать, что лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу" 2* . В конце 1857 года были объявлены царские рескрипты, а затем были созданы комитеты для выработки проектов будущей реформы. Правительство вынуждено было разрешить, разумеется в цензурных пределах, обсуждать и в печати вопросы, связанные с предстоящей реформой. Надежды на падение крепостного права, о чем мечтали передовые русские люди крепостной эпохи, вызвали общественный подъем в стране, рост журналистики, внимание ее к экономическим и политическим проблемам и прежде всего к крестьянскому вопросу. Развитие классовой борьбы в стране отразилось в общественном движении, в публицистике и литературе второй половины 50-х годов, в идейно-политической борьбе в России в канун падения крепостного права. Антикрепостнические настроения народных масс, крестьянские требования земли и воли нашли глубокий отклик в среде передовой демократической молодежи. Главными деятелями русского освободительного движения становятся разночинцы-демократы, связанные с народом и своим происхождением и своей ненавистью к угнетателям - помещикам и чиновникам. Характеризуя историческую смену классов в русском освободительном движении, В. И. Ленин пишет: "Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и...