Поиск по творчеству и критике
Cлово "1939"
Входимость: 4. Размер: 65кб.
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 184кб.
Входимость: 2. Размер: 141кб.
Входимость: 2. Размер: 121кб.
Входимость: 2. Размер: 194кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Входимость: 2. Размер: 133кб.
Входимость: 2. Размер: 74кб.
Входимость: 2. Размер: 54кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 40кб.
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 91кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 224кб.
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 100кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Входимость: 1. Размер: 171кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Входимость: 1. Размер: 31кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 80кб.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 97кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 127кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 73кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Входимость: 1. Размер: 113кб.
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 4. Размер: 65кб.
Часть текста: Булгаков. Последний полет БУЛГАКОВ. ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ Обычно писатель идет по следам событий. У Булгакова сплошь и рядом то, о чем он писал, потом случалось в действительности. «Загорелось как-то необыкновенно, быстро и сильно, как не бывает даже при бензине. Сейчас же задымились обои, загорелась сорванная гардина на полу и начали тлеть рамы в разбитых окнах». Это «Мастер и Маргарита», сцена пожара в квартире Берлиоза, которую минуту спустя Воланд со свитой навсегда покинут, вылетев в окно. Эпизод написан, вернее, продиктован жене Елене Сергеевне в ночь с 22 на 23 января 1934 года. О чем в ее дневнике (Елена Сергеевна вела дневник почти всю их совместную жизнь) есть соответствующая запись: «Он, лежа, диктовал мне главу из романа — пожар в Берлиозовской квартире. Диктовка закончилась во втором часу ночи». Дальше Елена Сергеевна, отличавшаяся редкой пунктуальностью, рассказывает, что отправилась на кухню приготовить что-нибудь перекусить, в кухне кипятилось на керосинке белье, домработница, пребывающая не в духе, «рванула таз с керосинки, та полетела со стола, в угол, где стоял бидон и четверть с керосином — не закрытые. Вспыхнул огонь». Примчавшийся на женские крики Булгаков, «в одной рубахе, босой... застал уже кухню в огне». Конечно, это случай исключительный: еще, как говорится, не просохли чернила, ...
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: под редакцией крупнейшего знатока литературного наследия Тургенева Н. Л. Бродского, а также на издание Собрания сочинений Тургенева в 12 томах под редакцией Б. М. Эйхенбаума и К. И. Халабаева с обширными комментариями Ю. Г. Оксмана, Л. В. Пумпянского и других исследователей, ГИХЛ, М.—Л., 1928—1934. Многочисленные издания избранных сочинений и отдельных произведений Тургенева перечислить нет возможности. И. С. Тургенев вел весьма обширную переписку, из которой многое еще не собрано и не издано. Из наиболее важных сборников писем Тургенева и к Тургеневу укажем: «Письма И. С. Тургенева к П. В. Анненкову», «Русское обозрение», 1894, № 1, 2, 3, 4, и 1898, № 3, 4, 5. «Письма И. С. Тургенева и В. Г. Белинского друг к другу», В. Г. Белинский, Письма, под ред. Е. А. Ляцкого, т. 3, СПБ, 1914. «В. П. Боткин и И. С. Тургенев, Неизданная переписка (1851—1869)», подготовлена к печати Н. Л. Бродским, 1930. «Письма К. Д. Кавелина и И. С. Тургенева к А. И. Герцену», Женева, 1892. «И. А. Гончаров и И. С. Тургенев». С пред, и прим. Б. М. Энгельгардта, «Academia», П., 1923. «Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев. Переписка», под ред. И. С. Э’иль- берштейна. Пред. Н. Ф. Бельчикова, «Academia», Л., 1928. «Письма И. С. Тургенева к Н. А. Некрасову». Опубликованы в журналах «Русская мысль», 1902, кн. I; «Голос минувшего», 1916, кн. 5—6 и 10 и в...
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Часть текста: факультет Петербургского университета, но через год покидает его. Успенский приобщается к литературной жизни столицы. В 1857 году на страницах «Сына Отечества» появляются его рассказы «Старуха» и «Крестины». Произведениями молодого писателя заинтересовался Н. А. Некрасов и привлек его к сотрудничеству в «Современнике». Рассказы и очерки Успенского, печатавшиеся в «Современнике» под общим названием «Очерки народного быта», принесли успех писателю. В 1861 году вышла первая книга его рассказов. В статье Н. Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» («Современник», 1861, № 11) был раскрыт глубокий смысл произведений писателя-демократа, их новаторское значение в литературе о народной жизни. В том же году Успенский побывал за границей, познакомился с Тургеневым. Дальнейший жизненный и писательский путь складывался трудно. Некоторое время он преподает в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, потом работает учителем в разных городах. Продолжая литературное творчество, писатель сотрудничает в литературных журналах. Ценнейшая часть литературного наследия Успенского — его очерки и рассказы о народной жизни, созданные в первый период творчества. По определению Чернышевского заслуга писателя-демократа состояла в том, что «он...
Входимость: 2. Размер: 184кб.
Часть текста: XIX века поставили ряд живых, насущных вопросов общественного развития России. Такие шедевры революционно-демократической критики, как "Русский человек на rendez-vous" Чернышевского и "Когда же придет настоящий день?" Добролюбова, явились основными вехами борьбы руководителей "Современника" с идеологами буржуазного либерализма. Прогрессивное значение творчества выдающегося русского реалиста заключалось и в том, что его лучшие художественные произведения будили мысль, волновали русское общество и самым фактом своего появления способствовали выработке передовых идей своего времени. "Реальная жизнь воспроизведенная настоящим художником, сама создавала тенденцию и разжигала политические страсти в обществе",- говорил в 1939 году о Тургеневе и Чехове М. И. Калинин, напоминая слова Тургенева о том, что "точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора 2* ". Творческий путь Тургенева был противоречив. Либеральные иллюзии и классовые предрассудки, усиленно укреплявшиеся в писателе его "друзьями" из либерального лагеря, мешали Тургеневу понять перспективы острой идейной борьбы в России эпохи падения крепостного права. Сознавая вредность влияния реакционеров и либералов на Тургенева, Белинский и Некрасов, Чернышевский и Добролюбов стремились идейно изолировать автора "Записок охотника" от враждебного окружения. Когда либералы Боткин и Анненков в тесном союзе с реакционными критиками Дружининым и Григорьевым пытались затянуть Тургенева в болото так называемого "чистого искусства", они встретили энергичный отпор со стороны революционных демократов. Революционные демократы сыграли исключительную роль в формировании таланта Тургенева. Не кто иной, как Белинский помог начинающему писателю найти свое призвание и свой путь в русской литературе. Тургенев до конца...
Входимость: 2. Размер: 141кб.
Часть текста: сторонником революционных преобразований действительности. Крестьянский бунт ему казался «бессмысленным и беспощадным». Накануне опубликования положения об освобождении крестьян Тургенев писал графине Е. Е. Ламберт: «Бунт в царстве может только жестоко повредить и Польше и России, как всякий бунт и всякий заговор. Не такими путями должны мы идти вперед» 1* . И вместе с тем он неоднократно высказывал мысль о необходимости существенных изменений. Тургенев был врагом крепостного права, в борьбе с которым дал «Аннибалову клятву». Когда манифест 19 февраля был опубликован, Тургенев незамедлительно сообщал А. И. Герцену, что мужики, хотя и не поймут его, но «самое дело» в нем «раскусят и одобрят». Тургенев приветствовал этот документ, называл его «великим указом», хотя он «явным образом написан был по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем» 2* . Весну и лето 1861 г. Тургенев провел в Спасском, в непосредственной близости с крестьянами. «Подумав и приглядевшись, — уведомлял он своего друга П. В. Анненкова в апреле, — увидишь, что нечему было удивляться», ...
Входимость: 2. Размер: 121кб.
Часть текста: условиях борьбы с крепостничеством русская литература. Он заметил также, что и Белинский холоднее стал отзываться о его новых произведениях. "Не предстояло никакой надобности продолжать подобные упражнения,- и возымел твердое намерение вовсе оставить литературу",- рассказывает Тургенев, вспоминая о мучившей его творческой неудовлетворенности. Случай помог ему открыть в своем таланте новые возможности. "Только вследствие просьб И. И. Панаева, не имевшего чем наполнить отдел смеси в 1-м нумере "Современника", я оставил ему очерк, озаглавленный "Хорь и Калиныч" (слова "Из записок охотника" были придуманы и прибавлены тем же И. И. Панаевым с целью расположить читателя к снисхождению),- продолжает свой рассказ Тургенев. - Успех этого очерка побудил меня написать другие; и я возвратился к литературе" (X, 302). Это признание Тургенева некоторые исследователи оценивали как свидетельство того, что "Записки охотника" представляли в его творчестве случайно возникшее явление. Однако сближение творчества Тургенева с реальной действительностью, его обращение к социальным вопросам явилось, как мы видели, ведущей тенденцией его развития как писателя. В середине 40-х годов Тургенев задумывал серию очерков с натуры из городской действительности. Затем мысли его обратились к более знакомой ему деревенской жизни. Очерк с натуры Тургеневу было нетрудно...
Входимость: 2. Размер: 194кб.
Часть текста: исследователи творчества Тургенева 70-х годов склонны приуменьшать общественный резонанс его произведений этой поры. Сложная общественно-политическая позиция Тургенева 70-х годов иногда оценивается односторонне. Даже творчество Тургенева 60-х годов в отдельных работах неправомерно принижается. Так, В. Архипов в статье: «К творческой истории романа «Отцы и дети» («Русская литература», 1958, № 1) ставит своей целью доказать недоказуемое, убедить читателя в том, что И. С. Тургенев якобы является предтечей либеральных ренегатов и реакционных веховских борзописцев типа Бердяева и К0. По убеждению В. Архипова, Тургенев, лично колебавшийся между Герценом и Катковым, «прибрел» к последнему, он не только выковал для борьбы с демократами «страшное оружие», сильнее которого нельзя придумать, но и вообще был связан с реакцией, в частности, с Катковым. Тургеневско-катковское словечко «нигилист» якобы вошло в энциклопедию либерального ренегатства. В. Архипов пишет: «Тургеневское словцо не случайно попало в энциклопедию либерального ренегатства, оно не является и просто ходовым, жаргонным словечком — речь идет о строгой преемственности в стратегии и тактике русских либералов...» И это говорится всерьез. Ложная концепция о Тургеневе — предтече веховцев имеет некоторую давность. Сами веховцы, стремившиеся обкарнать наследие Тургенева, много сделали для того, чтобы вопреки истине изобразить его «своим», близким им по духу писателем. Все они безуспешно хватались за «фалды» Тургенева. И вот теперь эта «концепция» о Тургеневе — идейном предшественнике веховцев, выковавшем оружие для либеральных ренегатов, снова воскресла в статье В. Архипова. Автор статьи заявляет буквально следующее: ...
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Часть текста: помогающих воссоздать историю текстов, - даются в разделе "Примечания", в комментариях к каждому из указанных произведений. Система подачи вариантов изложена в уже вышедших томах настоящего издания (см. т. I, стр. 475-476; т. V, стр. 434; т. VI, стр. 400). Варианты, находящиеся в разных источниках, но совпадающие между собой, объединяются и помещаются однажды, лишь с указанием к каждому такому варианту (в скобках) всех источников текста, в которых имеется данный вариант. Источники текстов даются в следующих сокращениях (сиглах): Рукописные источники HP - наборная рукопись. ЧА - черновой автограф. Печатные источники Б Чт - "Библиотека для чтения". С - "Современник". 1856 - Повести и рассказы И. С. Тургенева. С 1844 г. по 1856 г. Часть III. СПб., 1856. 1859 - Дворянское гнездо. Роман И. С. Тургенева. М., 1859. 1860 - Сочинения И. С. Тургенева. Исправленные и дополненные. Издание Н. А. Основского. Тома I, III и IV. М., 1860. 1865 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1864). Издание братьев Салаевых. Тома III и IV. Карлсруэ, 1865. 1868 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1868). Издание братьев Салаевых. Часть 4. М., 1868. 1869 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1868). Издание братьев Салаевых. Часть 3. М., 1869. 1874 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1868). Издание братьев Салаевых. Части 3 и 4. М.. 1874. 1880 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1868-1874-1880). Издание книжного магазина наследников братьев Салаевых. Тома III и VIII. М., 1880. 1883 - Полное собрание сочинений И. С. Тургенева. Посмертное издание Глазунова. Том VII. СПб., 1883. ПРИМЕЧАНИЯ Условные сокращения {*} {* В список не включены сокращения, совпадающие с сиглами, указанными на стр. 297-298.} Места хранения рукописей ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР...
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: мысли. Во-первых, происходит заметная дифференциация в лагере западников: на левых позициях оказываются такие представители дворянской революционности, как Герцен, Огарев. К ним примыкает в известной степени М. Бакунин, деятельность которого весьма интересовала Тургенева. Крайний "правый" фланг западников занимают дворянские либералы П. В. Анненков, А. В. Дружинин, оказывавшие в 40-х и особенно в 50-х годах заметное влияние на Тургенева. Они выступают против интенсивно формирующегося лагеря революционной демократии, противопоставляют революционному демократизму Чернышевского свои либерально-реформистские взгляды, проповедуют идеалистическую теорию "чистого искусства". Между этими двумя крайними позициями находятся Тургенев и Грановский, которые во многом испытывают на себе влияние то крайне правых, либеральных, то демократических учений. Тургенев сначала (в 40-х годах) увлекся бурной деятельностью Бакунина, но вскоре к ней охладел и в 50-х годах стал сближаться с правыми западниками, проповедовавшими постепеновство и реформизм; это сказалось и на повестях 50-х годов, и на романе "Рудин". Однако от правых западников Тургенева всегда отличала ярко выраженная просветительская тенденция, идущая от Белинского, которая наиболее явственно обнаружилась в романе "Отцы и дети". Расслоение в лагере западников обостряется после 1848 г., когда в стране усилилась реакция (разгром кружка Буташевича-Петрашевского, цензурный террор, Бутурлинский комитет, арест Огарева, Щедрина и других), и "либеральные свободы" стали обнаруживать свою призрачность. Революция 1848 г. на Западе и последовавшая за ней реакция в России не могли не привести к поляризации течений русской общественной мысли, к усилению антагонизма между двумя историческими силами: либералами всех оттенков и ориентаций, с одной стороны, и еще только формировавшимся ...
Входимость: 2. Размер: 133кб.
Часть текста: вопросы сводились к борьбе с крепостным правом" {Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 520.}. "Записки охотника" - художественный суд писателя над крепостничеством и теми явлениями русской действительности, которые сложились в условиях векового господства этого строя. Вместе с тем - это широкое поэтическое полотно народной жизни России в крепостную эпоху. Продолжая то, чего достигли в изображении русского народа Радищев, Пушкин и Гоголь, Тургенев одновременно выработал новый метод изображения. По словам Белинского, он "зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил" (Белинский, т. 10, с. 346). Образы крепостных крестьян, созданные Тургеневым, были восприняты читателями как глубоко типические и навсегда сохранили это свое художественное достоинство. Проникнутые духом антикрепостнического протеста н демократической гуманности, "Записки охотника" сыграли важную роль в истории русского реализма, так же как и в развитии русского общественного самосознания. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, они "положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды" и, вместе с другими произведениями Тургенева, значительно повысили "нравственный и умственный уровень русской интеллигенции" (Салтыков-Щедрин, т. 9, с. 459). Впоследствии, в предисловии к переводу на русский язык романа Б. Ауэрбаха "Дача на Рейне" (1868), Тургенев указал на то, что "обращение литературы к народной жизни" замечалось в сороковых годах "во всех странах...