Поиск по творчеству и критике
Cлово "1956"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Захаркин А. Ф.: Роман И. С. Тургенева "Дворянское гнездо"
Входимость: 8. Размер: 105кб.
2. Аксенова Е. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 8. Размер: 85кб.
3. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава девятая. "Отцы и дети"
Входимость: 5. Размер: 113кб.
4. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава первая. Тургенев в 30-40-е годы. Начало литературной деятельности
Входимость: 5. Размер: 152кб.
5. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Театр Тургенева
Входимость: 4. Размер: 64кб.
6. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Библиография по теме "Проза 19 века"
Входимость: 4. Размер: 5кб.
7. Дворянское гнездо (приложения: страница 9)
Входимость: 4. Размер: 43кб.
8. Алексеев М. П.: Мировое значение "Записок охотника"
Входимость: 4. Размер: 224кб.
9. Липатов П. Е.: "Муму" И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 48кб.
10. Петров С. М.: Иван Сергеевич Тургенев в воспоминаниях современников
Входимость: 3. Размер: 61кб.
11. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава одиннадцатая. Повести о прошлом. "Новь". Последние годы
Входимость: 3. Размер: 171кб.
12. Лотман Л. М.: И. С. Тургенев
Входимость: 3. Размер: 122кб.
13. Ефимова Е. М.: Роман И. С. Тургенева "Рудин"
Входимость: 3. Размер: 91кб.
14. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава первая. Pанниe реалистические опыты
Входимость: 3. Размер: 31кб.
15. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава пятая. "Рудин"
Входимость: 2. Размер: 74кб.
16. Месяц в деревне (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 80кб.
17. Николаев М. П.: Тургенев и Чернышевский
Входимость: 2. Размер: 67кб.
18. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 2. Размер: 73кб.
19. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава шестая. Романы о новых людях,- Добролюбов о Тургеневе
Входимость: 2. Размер: 135кб.
20. Овсянико-Куликовский Д. Н.: Из "Истории русской интеллигенции". Глава IV. Евгений Онегин во второй половине 20-х годов
Входимость: 2. Размер: 49кб.
21. Лотман Л. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 2. Размер: 85кб.
22. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава четвертая. Тургенев в начале 50-х годов повести о "лишнем человеке"
Входимость: 2. Размер: 82кб.
23. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава седьмая. "Фауст". "Дворянское гнездо". Повести о первой любви
Входимость: 2. Размер: 115кб.
24. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава восьмая. Тургенев в канун падения крепостного права "Накануне". Разрыв с "Современником"
Входимость: 2. Размер: 129кб.
25. Румянцева Э. М.: Тургенев И. С. (Большая советская энциклопедия)
Входимость: 2. Размер: 29кб.
26. Указатель важнейшей литературы о жизни и творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 2. Размер: 20кб.
27. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Русский роман первой половины XIX века
Входимость: 2. Размер: 46кб.
28. Чернышевский Н. Г.: Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым
Входимость: 1. Размер: 62кб.
29. Гамлет и Дон-Кихот
Входимость: 1. Размер: 105кб.
30. Примечания (стихотворения в прозе)
Входимость: 1. Размер: 121кб.
31. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 23 марта (4 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
32. Тургенев И. С. - Пичу Людвигу, 3(15) августа 1866 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
33. Тургенев И. С. - Черкасской Е. А., 20 марта (1 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
34. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1855-1858гг.)
Входимость: 1. Размер: 207кб.
35. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 32
Входимость: 1. Размер: 28кб.
36. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 142кб.
37. Литературные и житейские воспоминания. По поводу "Отцов и детей"
Входимость: 1. Размер: 63кб.
38. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1850-1854гг.)
Входимость: 1. Размер: 146кб.
39. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава десятая. Итоги творчества
Входимость: 1. Размер: 24кб.
40. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 40
Входимость: 1. Размер: 24кб.
41. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. История создания и печатания романа "Отцы и дети"
Входимость: 1. Размер: 8кб.
42. Жид (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 10кб.
43. Тургенев И. С. - Фету А. А., 31 марта (12 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
44. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 30 декабря 1859, 6 января 1860 (11, 18 января 1860) г.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
45. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 6, 7(18, 19) января 1864 г.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
46. Список сокращений (Письма Тургенева, 1866 - июнь 1867гг.)
Входимость: 1. Размер: 2кб.
47. Трофимов И. Т.: Роман И. С. Тургенева "Новь" и общественно-литературная борьба 70-х годов
Входимость: 1. Размер: 194кб.
48. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1866 - июнь 1867гг.)
Входимость: 1. Размер: 116кб.
49. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 16, 17(28, 29) января 1864 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
50. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 38
Входимость: 1. Размер: 28кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Захаркин А. Ф.: Роман И. С. Тургенева "Дворянское гнездо"
Входимость: 8. Размер: 105кб.
Часть текста: в своих силах: «Дадутся ли мне простые, ясные линии?» Известно, что поиски нового жанра были для Тургенева трудными. Над романом «Два поколения» художник работал очень много, написал около 500 страниц, но после отрицательных отзывов о нем его литературных советников — Боткина, Кетчера, Анненкова — уничтожил все написанное. Первой удачной попыткой в овладении новым жанром был «Рудин», написанный Тургеневым в рекордно короткое время — за 7 недель летом 1855 г. Второе произведение писателя в этом жанре потребовало от него больших творческих усилий. Всего себя вкладывал Тургенев в свое творение. Задуманный еще в 1856 г. роман долго и тщательно обдумывался. Приступив к написанию «Дворянского гнезда» в октябре 1856 г. (см. об этом письмо Тургенева к В. П. Боткину от 6 ноября того же года), писатель затем надолго прекращает работу и возвращается к ней лишь в конце 1857 г. Следует отметить, что годы 1856—1857 были кризисными для Тургенева. В это...
2. Аксенова Е. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 8. Размер: 85кб.
Часть текста: комедиями в середине сороковых годов, обогатив репертуар русской сцены новаторскими произведениями. Пьесы И. С. Тургенева играли большую роль в развитии русского реалистического театра. Вслед за Гоголем, последовательно борясь за создание русского реалистического театра, Тургенев выступал против реакционного эпигонского романтизма, против засорения репертуара ходульными драмами Кукольника, Гедеонова и им подобных. «Обогатила ли она нашу душу хотя одним живым и теплым словом, познакомила ли она нас с новым, небывалым воззрением талантливого человека на русскую жизнь, русское сердце, русскую старину?» — писал Тургенев о драме Гедеонова «Смерть Ляпунова» в 1846 г 1* . «У нас нет еще драматической литературы и нет еще драматических писателей... эта жила на почве нашей народности еще не забила обильным ключом», — писал Тургенев в том же году в рецензии на трагедию Кукольника «Генерал-поручик Паткуль» 2* . Тургенев отмечал, что реалистическое направление, победившее в прозе, все еще ждет своих творцов в области драматургии: «Нравственно-сатирические и исторические романы старого покроя убиты; но исторические драмы существуют» 3* . Тургенев выражал уверенность, что в скором времени эти ходульные драмы будут вытеснены...
3. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава девятая. "Отцы и дети"
Входимость: 5. Размер: 113кб.
Часть текста: Гончаров признал бы художественное осуществление такой задачи просто невозможным. Тургенев блестяще решил ее: он не признавал "теории дистанции". В романе "Отцы и дети" дается более широкий охват действительности, чем в предыдущих романах, хотя и в нем действие совершается в обычно избираемых Тургеневым временных рамках - два с небольшим месяца. Писатель выходит за пределы дворянско-усадебной обстановки, которая составляет передний план в "Рудине" и "Дворянском гнезде", переносит действие в город, создает развернутый образ теперь уже русского разночинца-демократа. В романе переданы споры "отцов" и "детей", освещающие столкновение и смену двух культур- старой, дворянской культуры и новой, демократической. Роман начинается с обычной для жизни дворянских гнезд ситуации - приезда из столицы молодого дворянского отпрыска к отцу в деревню. Воспользовавшись тем, что Николай Петрович Кирсанов в ожидании сына смотрит на дорогу, Тургенев, прибегая к любимому своему приему, рассказывает предысторию его семьи, главой которой был малограмотный, но боевой генерал времен 1812 года. Дворянское гнездо Кирсановых не блистало ни родословной, ни богатством, ни аристократическими связями. Зато оно и не представляло собой гнезда "барства дикого"; в роду Кирсановых не было, как в роду Лаврецких, крепостников-самодуров, грабителей и истязателей крестьян. При невежественном отце братья Кирсановы, обучаясь "чему-нибудь" и "как-нибудь", сумели все же, особенно Павел Петрович, подняться над уровнем провинциальной поместной среды. А сын Николая Петровича - дельный и прогрессивно мыслящий студент Петербургского университета. Обитатели Марьино стараются более или менее идти в ногу с веком, они культурные, гуманные, добропорядочные люди, а если и допускают барские грехи,...
4. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава первая. Тургенев в 30-40-е годы. Начало литературной деятельности
Входимость: 5. Размер: 152кб.
Часть текста: театр с крепостными актерами. Мать Тургенева была женщиной по тому времени довольно образованной. Вместе с тем Варвара Петровна была властной помещицей-крепостницей; ее капризам и самодурству не было предела. В доме царили жестокие порядки, крепостных людей секли за малейшую провинность, любое проявление человеческого достоинства в среде дворовых беспощадно подавлялось. "Я родился и вырос,- вспоминал Тургенев,- в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и прочее... Драли и меня за всякие пустяки чуть не каждый день" 1* . Подобная обстановка могла заглушить все доброе, подавить всякое чувство человечности в детях семьи Тургеневых. Варвара Петровна стремилась дать им широкое образование и наряду с этим воспитать в них барско-дворянское в духе крепостнических привилегий понимание и отношение к жизни. Но у юного Ивана Сергеевича нравы "барства дикого" очень рано вызвали протест и возмущение. Он всегда был полон сочувствия к жертвам помещичьего деспотизма, а талантливые и симпатичные люди из крепостной дворни внушали ему любовь и уважение к народной среде. Вспоминая свои настроения в годы юности, Тургенев писал С. А. Венгерову: "Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне" 2* . В юношеские годы Тургенев часто ссорился с матерью, заступаясь за крепостных крестьян, страдавших от ее произвола; торговлю крепостными он считал варварством. Многие картины помещичьего гнета и народной жизни, виденные им в Спасском, Тургенев запечатлел в "Записках охотника", "Муму" и других своих произведениях....
5. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Театр Тургенева
Входимость: 4. Размер: 64кб.
Часть текста: "Записками охотника" и пришлась на конец "замечательного десятилетия". И конечно, это не было простой случайностью, так же как не было случайностью и то, что и в "Записках охотника" и в сценических произведениях Тургенев с наибольшей остротой вскрыл социально-экономические противоречия жизни тех лет. Своими пьесами Тургенев также вписал еще одну страницу в тот "великий обвинительный акт" против крепостничества, который составляла тогда прогрессивная русская литература. У нас есть все основания утверждать, что именно в произведениях, предназначенных не только для печати, но и для театра, Тургенев стремился осуществить эту основную задачу эпохи наиболее полно. И следует подчеркнуть: исключительный интерес писателя к театру в те напряженные годы был вполне закономерен. В условиях обострившейся общественно-политической борьбы сороковых годов театр приобрел особое значение. Как прогрессивные, так и реакционные силы стремились использовать его в этой борьбе. "Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь<...> - утверждал Гоголь. - Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра" 1...
6. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Библиография по теме "Проза 19 века"
Входимость: 4. Размер: 5кб.
Часть текста: по теме "Проза 19 века" Архангельская В. К. Очерки народнической фольклористики. Саратов, 1976. Баландин А. И. П. И. Якушкин. Из истории русской фольклористики. М., 1969. Бельчиков Ю. А. Г. Успенский. М., 1979. Бялый Г. А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973. Виноградов В. В. Гоголь и натуральная школа // Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976. Власова З. И. П. И. Мельников-Печерский // Русская литература и фольклор (Вторая половина XIX века). Л., 1982. С. 94. Горький М. История русской литературы. М., 1939. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Жук А. А. Русская проза второй половины XIX века. М., 1981. Жук А. А. Сатира натуральной школы. Саратов, 1979. Кожинов В. Размышления о русской литературе. М., 1991. Кравцов Н. И. Русская проза второй половины XIX века и народное творчество. М., 1972. Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1982. Кулешов В. И. Русская демократическая литература 50–60-х годов XIX века. М., 1989. Лебедев Ю. В. В середине века. М., 1988. Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И. С. Тургенева. М., 1977. Левитов А. И. Сочинения. М., 1956. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1999. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. Лотман Л. М. Решетников // История русской литературы. М.; Л., 1956. Т. 8. Ч. 1. Максимов С. В. Избранные произведения: ...
7. Дворянское гнездо (приложения: страница 9)
Входимость: 4. Размер: 43кб.
Часть текста: на иностранные языки "Дворянское гнездо" стало появляться с начала 60-х годов прошлого века. Одним из первых был французский перевод, выполненный В. А. Соллогубом и А. Калонном и авторизованный Тургеневым; он вышел в свет в Париже в 1861 г. {Une Nichee de gentilshommes, moeurs de la vie de proviece en Russie. Traduction francaise par le comte Sollohoub et A. dj" Galonne autorisee par l'auteur. Paris. Dentu, 1861. В этом переводе, довольно близком к оригиналу, с ведома Тургенева пропущена вся XXIV глава. Текст этого издания, выпущенный издательством Дантю, в том же 1861 г. перепечатан в Париже у Этцеля (см. Т, Письма, т. VII, Э 2216). В том же году "Дворянское гнездо" напечатано в Праге в чешском переводе A. Strauch в журнале "Prazske Noviny" ("Siechticke hnizdo").} В 1866 г. отрывки из этого перевода вместе с пересказом всего произведения поместил А. Ламартин в XXII томе своих "Семейных чтений о литературе" (Cours familier de litterature). Отзывы французской критики о "Дворянском гнезде" были в общем благоприятными. Маленькая заметка в. хронике "Русского архива" свидетельствовала: "В последнее время появилось в иностранной литературе довольно много переводов повестей И. С. Тургенева, и критика отзывается о них с особенною похвалою. "Дворянское гнездо" (во франц. переводе "Une Nichee de gentilshommes") после "Записок охотника" всего более понравилось читателям" {"Русский архив", 1868, столб. 324-325.}. В последующие десятилетия "Дворянское гнездо" также пользовалось известностью во Франции; однако его ценили здесь менее, чем "Рудина" и, в особенности, чем более поздние романы Тургенева ("Накануне", "Отцы и дети"), с их более яркой, наглядной и понятной для...
8. Алексеев М. П.: Мировое значение "Записок охотника"
Входимость: 4. Размер: 224кб.
Часть текста: в различных зарубежных странах. О действительной исторической роли, которую играло за рубежом творчество многих русских писателей, либо не догадывались вовсе, либо говорили неуверенно, робко, не улавливая еще закономерностей в разрозненных фактах, подобранных случайно, без строгого и обдуманного критерия. О действительно мировом значении Пушкина, Гоголя, даже Л. Н. Толстого, в сущности, знали немного, не обобщая известные данные, не пытаясь свести их в одной картине, которая имела бы общий идейный смысл и единый принцип своего построения. Впрочем, из всех упомянутых писателей Тургенев давно уже представлялся критикам одним из тех, значение которого было наиболее неоспоримым. Всесветная слава Пушкина раскрыта была лишь в недавнее время; относительно Гоголя у нас долго считалось, что он вполне может быть оценен только на его родине или только теми читателями, которые могут читать его в подлиннике; поэтому в течение многих лет у нас преувеличивали неизвестность многих лучших представителей русской литературы и невнимание к ним за пределами нашей страны. Такого рода ошибок не делалось как раз по отношению к Тургеневу. Напротив, у нас в свое время утвердилось мнение, что именно он «открыл» русскую литературу для многих зарубежных стран западного мира, что именно Тургенев в сильной степени содействовал распространению там произведений и Пушкина, и Гоголя, и Л. Толстого, являясь неустанным пропагандистом этих и многих других русских писателей во всех литературах Европы. Такое мнение, конечно, справедливо, но лишь до известной степени. Как ни...
9. Липатов П. Е.: "Муму" И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 48кб.
Часть текста: небольшому рассказу Тургенева. Написанный вслед за «Записками охотника», этот рассказ прозвучал для многих современников писателя как один из самых сильных заключительных аккордов его знаменитой книги. Просто и задушевно рассказанная история глухонемого Герасима изобличала того же «врага», который бичевался и в «Записках охотника». Выполняя свою «Аннибалову клятву» — всеми средствами бороться против крепостничества до конца жизни, — Тургенев в «Муму» изобразил трагическое положение крепостного крестьянства, лишенного по милости господ-помещиков самых элементарных человеческих прав, показал его беспросветное, рабское существование. Не сгущая красок, без какого бы то ни было нажима, он правдиво изобразил в «Муму» горькую, обездоленную жизнь несчастного крепостного слуги. Автор рассказал о ней с такой художественной силой и убедительностью, «что сумел даже, — как писал Герцен, — миновать двойную цензуру и все же заставить нас дрожать от бешенства при изображении этого тяжкого, нечеловеческого страдания, под бременем которого падало одно поколение за другим, без просвета впереди, не только с оскорбленною душой, но и с искалеченным телом» 1* . Именно в этом крылась причина большого успеха «Муму» в передовых общественных и литературных кругах. Рассказ «Муму» был написан в то...
10. Петров С. М.: Иван Сергеевич Тургенев в воспоминаниях современников
Входимость: 3. Размер: 61кб.
Часть текста: не оставлено так много воспоминаний. Огромный тургеневский мемуарный фонд вобрал в себя всю жизнь писателя — от записи о его рождении, сделанной рукой матери, до воспоминаний князя А. Мещерского о последних часах Тургенева. В совокупности воспоминания русских и зарубежных современников дают представление о феномене личности писателя. «И. С. Тургенев принадлежал к поколению, которое пережило едва ли не более значительное изменение в русском обществе, чем все предыдущие, —писал П. Л. Лавров в своей статье «И. С. Тургенев и развитие русского общества» . — ... В последние полвека все элементы мысли и жизни общества в России подверглись самым коренным потрясениям...» Когда Тургеневу было семь лет, произошло восстание декабристов. Он видел Пушкина и Лермонтова. Начало его литературной деятельности приходится на время Белинского и Гоголя, а расцвет — на шестидесятые и семидесятые годы — время Чернышевского и революционного народничества. Тургенев был свидетелем революции 1848 года и Парижской коммуны. В год смерти писателя в русском освободительном движении возникла первая марксистская организация — группа «Освобождение труда». Эпоха Тургенева — это эпоха перехода от романтизма к реализму, утверждения и расцвета реалистического искусства. Русская литература становится делом национальной важности, поборником прогресса, обличителем реакции и обскурантизма. Каждый крупный писатель вызывает к себе интерес и внимание просвещенного читателя. Тургенев стоял в центре общественного, умственного и литературного движения своего времени. Он не был политическим борцом, как Герцен...