Поиск по творчеству и критике
Cлово "1961"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Владимир Иванович Даль. Фольклор (пословицы) в творчестве Даля
Входимость: 11. Размер: 33кб.
2. Записки охотника (Примечания)
Входимость: 6. Размер: 133кб.
3. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Крестьянская жизнь в произведениях Тургенева. "Бежин луг", "Хорь и Калиныч"
Входимость: 6. Размер: 11кб.
4. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Второй этап (конец сентября 1861 г. - январь 1862 г.)
Входимость: 5. Размер: 81кб.
5. Воспоминания о Шевченке
Входимость: 4. Размер: 28кб.
6. Румянцева Э. М.: Тургенев И. С. (Большая советская энциклопедия)
Входимость: 3. Размер: 29кб.
7. Дворянское гнездо (приложения: страница 7)
Входимость: 3. Размер: 22кб.
8. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 1. Список условных сокращений
Входимость: 3. Размер: 4кб.
9. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Федор Михайлович Решетников. Биография. Анализ произведений
Входимость: 3. Размер: 13кб.
10. Дым (Примечания). Часть IV
Входимость: 2. Размер: 48кб.
11. Порог
Входимость: 2. Размер: 21кб.
12. Муратов А. Б.: Н. А. Добролюбов и разрыв И. С. Тургенева с журналом "Современник"
Входимость: 2. Размер: 67кб.
13. Нахлебник. Примечания
Входимость: 2. Размер: 77кб.
14. Тургенев И. С. - Случевскому К. К., 14(26) апреля 1862 г.
Входимость: 2. Размер: 11кб.
15. Николай Иванович Тургенев
Входимость: 2. Размер: 43кб.
16. Памяти А. В. Дружинина
Входимость: 2. Размер: 9кб.
17. Тургенев И. С. - Шевченко Т. Г., Март - 17(29) апреля 1860 г.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
18. Тургенев И. С. - Достоевскому Ф. М., 18(30) марта 1862 г.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
19. Фауст (примечания)
Входимость: 2. Размер: 74кб.
20. Список сокращений (Письма Тургенева, 1831-1849гг.)
Входимость: 2. Размер: 9кб.
21. Швецова Т. В.: Поэма И. С. Тургенева "Стено" - от Байрона к Шекспиру
Входимость: 2. Размер: 16кб.
22. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Признание и слава
Входимость: 2. Размер: 51кб.
23. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. От "живого лица" к художественному образу
Входимость: 2. Размер: 70кб.
24. Дворянское гнездо (приложения: страница 5)
Входимость: 2. Размер: 21кб.
25. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Русский роман второй половины XIX века
Входимость: 1. Размер: 38кб.
26. Тургенев И. С. - Аксакову С. Т., 2(14) июня 1855 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
27. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 29, 30 января (10, 11 февраля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
28. Дворянское гнездо (приложения: страница 9)
Входимость: 1. Размер: 43кб.
29. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 5(17) мая 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
30. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Крымская война
Входимость: 1. Размер: 29кб.
31. Житова В. Н.: Из "Воспоминании о семье И. С. Тургенева" (в сокращении)
Входимость: 1. Размер: 123кб.
32. Тургенев И. С. - Редактору "С. -Петербург­ских ведомостей", 8/20 января 1870 г.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
33. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 10(22) апреля 1862 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
34. Завтрак у предводителя (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 50кб.
35. Тургенев И. С. - Александру II, 1860 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
36. Тургенев И. С. - Полонскому Я. П., 24 декабря 1856 (5 января 1857) г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
37. Яков Пасынков (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 38кб.
38. Тургенев И. С. - Тургеневу Н. И., 13(25) марта 1861 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
39. Тургенев И. С. - Толстому Л. Н., 8 (20) декабря 1856 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
40. Чернов Н. М.: Камердинеры и слуги, дядьки, "мамки", товарищи
Входимость: 1. Размер: 33кб.
41. Курляндская Г. Б.: От "Записок охотника" к повестям и романам
Входимость: 1. Размер: 28кб.
42. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1859-1861гг.)
Входимость: 1. Размер: 198кб.
43. Тургенев И. С. - Любимову Н. А., 24 марта (5 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
44. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Николай Васильевич Успенский. Биография. Анализ творчества
Входимость: 1. Размер: 17кб.
45. Тургенев И. С. - Делессер Валентине, 23 апреля (5 мая) 1865 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
46. Степной король Лир (примечания, страница 5)
Входимость: 1. Размер: 26кб.
47. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 12(24) октября 1860 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
48. Новь. Подготовительные материалы
Входимость: 1. Размер: 100кб.
49. Григорович Д. В.: Из "Литературных воспоминаний"
Входимость: 1. Размер: 40кб.
50. Тургенев И. С. - Тургеневу Н. И., 5(17) марта 1861 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Владимир Иванович Даль. Фольклор (пословицы) в творчестве Даля
Входимость: 11. Размер: 33кб.
Часть текста: Фольклор (пословицы) в творчестве Даля Владимир Иванович Даль [10 (22). XI. 1801 Лугань – 22. IX (4. X).1872, Москва] – прозаик, беллетрист, этнограф. Начало его литературной деятельности относится к 1830 году. Известность Далю (псевдоним – Казак Луганский) принесли "Русские сказки". Даль сближается с А. С. Пушкиным. В 1839 году в "Отечественных записках" появляется повесть "Бедовик". В. Г. Белинский высоко оценил эту повесть. В 40-е годы творчество Даля развивается в русле натуральной школы. Даль печатает очерк "Уральский казак". Популярность писателю принесли и другие очерки: "Денщик", "Русский мужик", "Русак". Кроме очерков Даль пишет в эти годы повести и рассказы: "Вакх Сидоров Чайкин", "Хмель, сон и явь" и др. Большую деятельность Даль проявляет как член учредительного собрания Географического общества, развернувшего собирательскую работу по этнографии и фольклору. В 1845–1846 годах он печатает статьи о народных верованиях (книга известна под названием "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа"). В. И. Даль...
2. Записки охотника (Примечания)
Входимость: 6. Размер: 133кб.
Часть текста: же оно в ту пору, когда в России, по словам Ленина, "все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом" {Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 520.}. "Записки охотника" - художественный суд писателя над крепостничеством и теми явлениями русской действительности, которые сложились в условиях векового господства этого строя. Вместе с тем - это широкое поэтическое полотно народной жизни России в крепостную эпоху. Продолжая то, чего достигли в изображении русского народа Радищев, Пушкин и Гоголь, Тургенев одновременно выработал новый метод изображения. По словам Белинского, он "зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил" (Белинский, т. 10, с. 346). Образы крепостных крестьян, созданные Тургеневым, были восприняты читателями как глубоко типические и навсегда сохранили это свое художественное достоинство. Проникнутые духом антикрепостнического протеста н демократической гуманности, "Записки охотника" сыграли важную роль в истории русского реализма, так же как и в развитии русского общественного самосознания. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, они "положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды" и, вместе с другими произведениями Тургенева, значительно повысили "нравственный и умственный уровень русской интеллигенции" (Салтыков-Щедрин, т. 9, с. 459). Впоследствии, в предисловии к переводу на русский язык романа Б. Ауэрбаха "Дача на Рейне" (1868), Тургенев указал на то, что "обращение литературы к народной жизни" замечалось в сороковых годах "во всех странах Европы" {Характеристику "романа из сельской жизни", ставшего особенно...
3. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Крестьянская жизнь в произведениях Тургенева. "Бежин луг", "Хорь и Калиныч"
Входимость: 6. Размер: 11кб.
Часть текста: быта и типов крестьян как носителей народной национальной идеи. Эти особенности широкого движения жизни, художественного пространства заметил еще Гончаров: "…как заходили передо мной эти русские люди, запестрели березовые рощи, нивы, поля… Орел, Курск, Жиздра, Бежин луг – так и ходят около" 1 . Фольклор трансформируется в сюжетно-образной системе очерков, как и у Даля, соотносится с фольклорно-поэтическими жанрами (сказаниями, народной песней), их художественной образностью, поэтикой, сюжетом ("Певцы", "Ермолай и мельничиха", "Свидание", "Живые мощи"). Однако все перечисленные элементы достаточно специфичны у Тургенева, поскольку в его творчестве этнографического очерка как такового нет, писатель отходит от очерка к рассказу и все-таки этнографические элементы в них могут быть обнаружены. Уже в первом рассказе "Хорь и Калиныч" в развивающийся сюжет писатель включает конкретные этнографические элементы, хотя и не ставит своей задачей изложение точного документального материала. Этнографический рисунок дан Тургеневым в начале рассказа. Писатель замечает резкую разницу между "породой" людей: "Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в деревянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест...
4. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Второй этап (конец сентября 1861 г. - январь 1862 г.)
Входимость: 5. Размер: 81кб.
Часть текста: в него поправки и вообще вести дальнейшую работу над романом. Данный экземпляр (первоначально беловой, а со временем превратившийся в рабочий) и получил название Парижской рукописи. В настоящее время он хранится в Национальной библиотеке в Париже. Впервые об этой рукописи весьма кратко сообщил французский ученый А. Мазон в 1930 г. 1 . Французский исследователь расценивал рукопись по первоначальному ее назначению как "беловую", близкую к окончательной редакции романа, не придав значения многочисленным поправкам в ее тексте, в своей совокупности значительно изменяющим облик главного героя, а также других действующих лиц романа. Советские ученые до 1961 г. не располагали копией Парижской рукописи "Отцов и детей" и потому могли высказывать о ней лишь различные предположения. В 1961 г. из Парижской Национальной библиотеки в Институт русской литературы (Ленинград) поступил микрофильм Парижской рукописи "Отцов и детей". По микрофильму видно, что рукопись романа представляет собой 238 листов убористого текста, почти на каждой странице есть поправки, изменения, вставки на полях, наспех зачеркнутые, но "просвечивающие" места. Совершенно ясно, что беловая рукопись романа после замечаний друзей Тургенева, а также в результате его собственных размышлений над жизненными фактами и ...
5. Воспоминания о Шевченке
Входимость: 4. Размер: 28кб.
Часть текста: вы желаете, чтобы я сообщил вам несколько подробностей о нем. С охотой исполняю ваше желание, хотя должен предуведомить вас, что я познакомился с народным поэтом Малороссии незадолго до его кончины и встречался с ним довольно редко. Первое наше свидание произошло в Академии художеств, вскоре после его возвращения в Петербург, зимою, в студии одного живописца, у которого Тарас Григорьевич намеревался поселиться. Я приехал в Академию вместе с Марьей Александровной Маркович (Марко Вовчок), которая незадолго перед тем тоже переселилась в нашу северную столицу и служила украшением и средоточием небольшой группы малороссов, съютившейся тогда в Петербурге и восторгавшейся ее произведениями: они приветствовали в них — так же как и в стихах Шевченка — литературное возрождение своего края. Вы лучше меня знаете, какой оборот всё это приняло впоследствии. В студии художника, куда мы прибыли с г-жою Маркович, уже находилась одна дама (тоже малороссиянка по происхождению), которая также желала увидеть Тараса Григорьевича, — г-жа Кар—ская; в ее доме по вечерам часто собиралась та группа, о которой я говорил; и Шевченко, познакомившись с г-жою Кар—ской, стал посещать ее чуть не каждый день. Мы прождали около часу. Наконец явился Тарас Григорьевич — и, разумеется, прежде чем кого-либо из нас, приветствовал г-жу Маркович: он уже встречался с нею, был...
6. Румянцева Э. М.: Тургенев И. С. (Большая советская энциклопедия)
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Часть текста: где культура «дворянского гнезда» разительно контрастировала с крепостническим произволом. В 1833 поступил в Московский университет, через год перешёл в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (окончил кандидатом в 1837). Первое дошедшее до нас произведение Т. — драматическая поэма «Стено» (написана в 1834, опубликована 1913), посвящена герою демонического склада. К середине 30-х гг. относятся ранние стихотворные опыты Т. Первое увидевшее свет произведение — рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836), в 1838 в журнале «Современник» были опубликованы первые стихи Т. «Вечер» и «К Венере Медицейской». В 1838—40 (с перерывами) Т. продолжал образование за границей. В Берлинском университете он занимался философией, древними языками, историей. В Берлине, затем в Риме сблизился с Н. В. Станкевичем и М. А. Бакуниным. В 1842 Т. выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии. В 1842 совершил ещё одну поездку в Германию. По возвращении служил в министерстве внутренних дел чиновником особых поручений (1842—44). В 1843 Т. познакомился с французской певицей П. Виардо. Дружеские отношения с ней и её семьей продолжались в течение всей жизни писателя, оставили глубокий след в его творчестве; привязанность к...
7. Дворянское гнездо (приложения: страница 7)
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Часть текста: черты их характеров {См.: А. Г. Цейтлин. Мастерство Тургенева-романиста. "Сов. писатель", М., 1958, стр. 92-98, 143-160.}. Подтверждением этих слов писателя служат дошедшие до нас списки персонажей некоторых произведений с авторскими пометами об их прототипах. Свидетельств самого Тургенева о прототипах "Дворянского гнезда" не сохранилось, как не сохранилось точных указаний об этих лицах и в мемуарной литературе, но различные соображения по этому вопросу были высказаны в ряде работ о Тургеневе - большей частью в связи с образом Лизы Калитиной. Одним из признаков, по которым велись поиски прототипа, были обстоятельства биографические: не часто случавшийся уход молодой девушки из благополучной дворянской семьи в монастырь. В "Вестнике знания" в 1909 году была опубликована статья Елены Штольдер "Схимница Макария (Лиза из романа Тургенева "Дворянское гнездо")", в которой автор рассказывает о том, как она "узнала из разговоров", что "все лица романа "Дворянское гнездо" не вымышлены, а на самом деле жили", и посетила в Орле "дом и сад Калитиных, на самом же деле Кологривовых". Далее автор сообщает одну из легендарных версий о прототипе Лизы: "Немного спустя мне удалось напасть на след Лизы. Постриглась она в Тульском монастыре, а через 15 лет переехала в Орловский". Е. Штольдер посетила этот монастырь, но в то время схимница Макария (она же Елизавета Кологрявова) ужо умерла - и автор статьи подробно описывает келью умершей, приводя рассказы монахинь о подвижнической жизни отшельницы {См. "Вестник знания", 1909, Э 4, стр. 597-600.}. Другая аналогия между жизненной судьбой Лизы Калитиной и дальней...
8. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 1. Список условных сокращений
Входимость: 3. Размер: 4кб.
Часть текста: Л., Гослитиздат, 1961—1964. Житова — В. Н. Житова. Воспоминания о семье И. С. Тургенева. Тула, 1961. ЛН—«Литературное наследство». М., Изд-во АН СССР. Издание продолжается. Некрасов—Н. А. Некрасов. Поли. собр. соч. в 12-ти томах. М., Гослитиздат, 1948—1953. Никитенко — А. В. Никитенко. Дневник в 3-х томах. М., Гослитиздат, 1956. Стасюлевич — «М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке», т. III. СПб., 1912. Толстой — Л. Н. Толстой. Поли. собр. соч. в 90-та томах. М.—Л., Гослитиздат, 1928—1958. Труды ГБЛ — «Труды Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина», вып. III—IV. М.—Л., «Academia», 1930. Тургенев, Письма — И. С. Тургенев. Поли. собр. соч. и писем в 28-ми томах. Письма в 13-ти томах. М.—Л., «Наука», 1961— 1968. Тургенев, Соч. —то же. Соч. в 15-ти томах. Тургенев и круг «Современника» — «Тургенев и круг «Современника». Неизданные материалы, 1847—1861. М.—Л., «Academia», 1930. Тург., сб., Пгр., 1915—«Тургеневский сборник» под ред. Н. К. Пиксанова. «Огни», 1915. Тург сб., Орел, 1940 — «И. С. Тургенев. Материалы и исследования». Сб. под ред. Н. Л. ...
9. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Федор Михайлович Решетников. Биография. Анализ произведений
Входимость: 3. Размер: 13кб.
Часть текста: детства нашли отражение в автобиографической повести «Между людьми». Белинский и Добролюбов становятся, по словам Решетникова, его «нравственными учителями». В 1864 году сближается с редакцией «Современника», где печатается его повесть «Подлиповцы». С этого времени Решетников – один из постоянных сотрудников этого журнала, друг Некрасова. Правдивое изображение народных страданий, жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни поставило писателя в ряды лучших литераторов того времени. По словам Салтыкова-Щедрина, повесть привлекла к себе внимание «новостью обстановки, своеобразностью языка и оригинальностью идеи». Сохраняя черты этнографического очерка, «Подлиповцы» давали читателям широкое представление о жизни отдаленного края — Пермской губернии, вместе с тем Решетников показывает смутный протест, стремление крестьян к лучшей жизни, которое побуждает их покидать деревни и в поисках «богачества» идти в бурлаки. Подобного изображения народной жизни русская литература еще не...
10. Дым (Примечания). Часть IV
Входимость: 2. Размер: 48кб.
Часть текста: «Дыма» обусловили то, что новый роман Тургенева, как и предыдущий — «Отцы и дети», — стал предметом оживленной полемики [308] . В письме к Герцену от 23 мая (4 июня) 1867 г. Тургенев писал: «…знаю, что меня ругают все — и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку — особенно сбоку». Первое сообщение о том, что M. H. Катков приобрел для своего журнала роман Тургенева «Дым», появилось в «Колоколе» 19 апреля (1 мая) 1867 г. В ответ на это Тургенев послал Герцену 5 (17) мая 1867 г. отдельный оттиск «Дыма» из «Русского вестника», сделав таким образом первый шаг к восстановлению прерванных в 1864 г. дружеских отношений. В сопроводительном письме Тургенев писал Герцену: «Итак, посылаю тебе свое новое произведение. Сколько мне известно, оно восстановило против меня в России людей религиозных, придворных, славянофилов и патриотов. Ты не религиозный человек и не придворный, но ты славянофил и патриот, — и, пожалуй, прогневаешься тоже; да сверх того и гейдельбергские мои арабески тебе, вероятно, не понравятся. Как бы то ни было — дело сделано. Одно меня несколько ободряет, ведь и тебя партия молодых рефюжиэ пожаловала в отсталые и в реаки; расстояние между нами и поуменыпилось» [309] . В статье, посвященной «Дыму» («Отцы сделались дедами») и напечатанной в «Колоколе» (1867, 15 мая н. ст., л. 241),...