Поиск по творчеству и критике
Cлово "BODY"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Предисловие к романам (своим)
Входимость: 3. Размер: 31кб.
2. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 1. Размер: 73кб.
3. Лотман Л. М.: И. С. Тургенев
Входимость: 1. Размер: 122кб.
4. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Крымская война
Входимость: 1. Размер: 29кб.
5. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 8
Входимость: 1. Размер: 21кб.
6. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 142кб.
7. Богословский Н. В.: Тургенев. Глава XVIII. Ссылка. "Записки охотника"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
8. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 92кб.
9. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава первая. Тургенев и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 106кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Предисловие к романам (своим)
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Часть текста: к романам Решившись в предстоящем издании поместить все написанные мною романы («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым» и «Новь») в последовательном порядке, считаю нелишним объяснить, в немногих словах, почему я это сделал. Мне хотелось дать тем из моих читателей, которые возьмут на себя труд прочесть эти шесть романов сподряд, возможность наглядно убедиться, насколько справедливы критики, упрекавшие меняв изменении однажды принятого направления, в отступничестве * и т. п. Мне, напротив, кажется, что меня скорее можно упрекнуть в излишнем постоянстве и как бы прямолинейности направления. Автор «Рудина», написанного в 1855-м году, и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет: «the body and pressure of time» * [190] , и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений. Насколько это мне удалось — не мне судить: но смею думать, что читатели не усомнятся теперь в искренности и однородности моих стремлений. Позволю себе прибавить несколько кратких замечаний о каждом из этих шести романов — замечаний, не лишенных, быть может, некоторого интереса. «Рудин», написанный мною в деревне, в самый разгар Крымской кампании, имел успех чисто литературный не столько в самой редакции «Современника», где он был помещен, сколько вне ее. Помнится, покойный Некрасов, выслушав мое чтение, сказал мне: «Ты затеял что-то новое; но между нами, по секрету, скучен твой...
2. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 1. Размер: 73кб.
Часть текста: Тургенев сознательно расходился с представителями идеалистического эстетизма и сближался с революционными демократами, хотя он и резко враждебно отнесся к эстетической диссертации Чернышевского, считал ее «гнусной мертвечиной», «безжизненной и сухой», «ложной и вредной». Конечно, Тургенев справедливо оспаривал ошибочную мысль Чернышевского об искусстве, как суррогате действительности, но не заметил главного — противоречия между этой мыслью и основным направлением всей работы. Напротив, ошибочное заключение Чернышевского он считал его эстетическим фундаментом: «Эта мысль у него лежит в основании всего» 1* . Тем самым Тургенев упрощал эстетическое учение Чернышевского. Но ведущие идеи Чернышевского, как теоретика искусства, лежали в основе критического реализма и, следовательно, творческой практики Тургенева. Многие из них органически входили в сознание последнего. Подобно критикам из революционно-демократического лагеря, источник искусства...
3. Лотман Л. М.: И. С. Тургенев
Входимость: 1. Размер: 122кб.
Часть текста: с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью. Тургенев первый в русской литературе создал книгу, в которой через картины ежедневного современного деревенского быта и многочисленные образы крестьян была выражена мысль о том, что закрепощенный народ составляет корень, живую душу нации («Записки охотника»). Первым сделал он и попытку воплотить идеал человека эпохи падения крепостного права — 60-х гг. — идеал активного деятеля, борца, убежденного демократа («Накануне»). Тургеневу же принадлежит инициатива анализа личности «нового человека» — шестидесятника, оценки его нравственных качеств и психологических особенностей. Изобразив демократа-материалиста, сурово отвергающего устои дворянской культуры и под декларации о полноте отрицания, о своем «нигилизме» утверждающего новые принципы взаимоотношений между людьми, Тургенев показал высокое общечеловеческое содержание этих новых идеалов, находящихся в процессе становления. Образ Базарова не был нормативен. Он будоражил умы, вызывая на спор. Сразу после своего появления тургеневский герой стал предметом страстного обсуждения, борьбы мнений. 1 Разнородность интерпретаций и оценок, данных ему в критике и в читательских отзывах, усилила многомерность, «объемность», живую противоречивость этого образа в восприятии современников. Базаров оказал большое влияние на самосознание демократии, с одной стороны, и на изображение ее в литературе — с другой. Тургенев первый оценил значение и другого проявления...
4. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Крымская война
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: А на море, у Синопа, адмирал П. С. Нахимов разгромил в ноябре ее флот. Многие народы, порабощенные Турцией, связывали тогда свои надежды с победами России, в которой видели "свою единственную опору, свою освободительницу" 1 . Еще весной 1853 года, когда только ожидалось начало военных действий, оживилась национально-освободительная борьба, которую вели против турецкого ига болгары, сербы, греки и румыны. Однако с марта 1854 года, когда к Турции присоединились Англия и Франция (позднее Сардиния) и соотношение сил резко изменилось, события на фронтах развивались уже не столь благоприятно для России. Из-за угроз Австрии русские войска прекратили осаду Силистрии и ушли из Молдавии и Валахии, которые тотчас заняли австрийцы. Многим русским прибрежным городам пришлось тогда отбивать нападения блокировавших их англо-французских эскадр. С самого начала военных действий Тургенев с огромным вниманием следил за их развитием, тяжело переживал известия о неудачах русской армии, особенно о ее потерях. И именно потому, что в столице легче было следить за ходом сражений, Тургенев не покинул ее летом 1804 года. Он писал: "Я намерен прожить лето в окрестностях Петергофа - не хочется, в такое время, удаляться от места действий" (П., II, 220 - 221). А военные действия вот-вот могли начаться и вблизи Петербурга - корабли английского флота расположились в Финском заливе. Возникла непосредственная угроза столице Российской империи. В один из летних дней Тургенев вместе с Некрасовым и Панаевым совершил поездку на Красную горку, чтобы увидеть вблизи прибывшие в Россию корабли вражеского флота. То было время наибольшей близости Тургенева с Некрасовым и Папаевым, со всеми сотрудниками журнала "Современник". Их отношения тогда были настолько дружескими, что буквально через несколько дней после возвращения Тургенева из ссылки редакция этого журнала дала в его честь обед, а когда главный его...
5. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 8
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: и то, что Шекспир называет «the body and pressure of time» 38* , и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служит предметом моих наблюдений» (XI, 403). Эти строки предисловия Тургенева к собранию его романов характеризуют отличительную особенность его как романиста. Этот жанр обращен у него к «русским людям культурного слоя», к дворянской и разночинной интеллигенции второй трети прошлого столетия. Она является постоянным героем больших произведений Тургенева, ее жизнью он неослабно интересуется. В этом отношении романист опирался на Пушкина и Лермонтова в гораздо большей степени, чем на Гоголя. Последний изображал по преимуществу «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога...» Знаменитые слова седьмой главы «Мертвых душ» ярко характеризуют типы гоголевского творчества, но они никак не могут быть применены к любимым героям Тургенева. Вслед за Пушкиным, творцом образов Онегина, Ленского и Татьяны, вслед за Лермонтовым, создавшим Печорина, Тургенев-романист воссоздает в своих романах жизнь прогрессивной русской интеллигенции. Писатели, вышедшие из недр русской «натуральной школы» сороковых годов, со всей настойчивостью изображали прогрессивные явления русской жизни, ее положительные образы. «Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово «вперед»?» — спрашивал в «Мертвых душах» Гоголь. Герцен и...
6. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 142кб.
Часть текста: называв автора «Записок охотника» Некрасов. Расцвет таланта Тургенева был связан с подъемом демократического движения. Лучшие произведения созданы им в годы близости с Белинским, с Герценом, с кругом «Современника». «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение наряду с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова», — писал Салтыков-Щедрин в некрологе о Тургеневе 1* . По отзыву деятелей революционного народничества, «Тургенев служил русской революции сердечным смыслом своих произведений» 2* . Высоко ценил и любил Тургенева как писателя В. И. Ленин, много раз перечитывавший его произведения. После Великой Октябрьской революции литературное наследие Тургенева стало достоянием широких народных масс. Миллионными тиражами на десятках языков народов нашей родины выходят произведения Тургенева, оказывая благотворное влияние на культурное развитие новых поколений. В социалистическую эпоху глубоко раскрылось историческое, нравственное и художественное значение Тургенева как великого русского писателя-реалиста. 1. Тургенев был проницательным и прозорливым художником. От начала и до конца своей творческой жизни Тургенев был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все живые и острые явления современности, ставить в своих произведениях...
7. Богословский Н. В.: Тургенев. Глава XVIII. Ссылка. "Записки охотника"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: Ссылка. "Записки охотника" ГЛАВА XVIII ССЫЛКА. «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» В феврале 1852 года, находясь в Петербурге, он услышал о смерти великого писателя. Событие это потрясло его до глубины души — словно молния разбила внезапно на его глазах могучий дуб… «Скажу вам без преувеличения, — писал он Ивану Аксакову, — с тех пор, как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя». И затем в письме к Полине Виардо: «Случилось великое горе. В Москве умер Гоголь… Вам трудно представить себе всю огромность этой потери, столь горестной, столь всеобъемлющей. Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в этот миг. Для нас он был не только писателем: он нам открыл нас самих. Для нас он был в известном смысле продолжателем Петра Великого… Надо быть русским, чтобы это почувствовать…» Его неприятно удивило, что все как-то вскользь и холодно говорили о смерти Гоголя. Он демонстративно надел траур и, нанося визиты знакомым, резко осуждал равнодушие светской черни. Желая раскрыть общественный смысл этой утраты, Тургенев написал статью и отдал ее в редакцию «Петербургских ведомостей». Он признавался друзьям, что плакал навзрыд, когда писал этот некролог. «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти слова? Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам все еще не хочется ей верить… Да, ...
8. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 92кб.
Часть текста: Белинского и Добролюбова" 1* ,- писал Салтыков-Щедрин в связи со смертью Тургенева. В творчестве Тургенева нашла свое художественное отражение целая историческая эпоха в жизни России на переломе от феодально-крепоетвического к капиталистическому строю. Определяя главную особенность своего полувекового творческого пути, сам писатель говорил: "В течение всего этого времени я стремился, насколько хватило сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы... то, что Шекспир называет: the body and pressure of time (самый образ и давление времени)" (XI, 403). В значительной мере Тургеневу удалось выполнить эту большую задачу. Историческое значение его творчества и состоит прежде всего в том, что он, как подлинно великий писатель-реалист, показал жизнь русского общества своего времени сверху донизу. Как автор "Записок охотника", Тургенев явился одним из первых в русской литературе художников народного быта. Он продолжил дело Гоголя,...
9. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава первая. Тургенев и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 106кб.
Часть текста: России. В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках..." 3 . Тема "Пушкинские традиции в творчестве Тургенева" может составить содержание специального курса и целой книги. Не претендуя на всестороннее раскрытие темы, автор ограничивается вопросом: какое значение для Тургенева имели идейно- эстетические открытия Пушкина в понимании и изображении структуры личности героя-персонажа, сложного взаимодействия в нем социально-типического и общечеловеческого, как об этом говорилось в "Ведении"? В этом смысле и прослеживаются традиции Пушкина и их творческое развитие в раннем творчестве на материале поэмы "Параша" и в романном творчестве Тургенева. Глава завершается выяснением вершинных моментов в истории читательских отношений к Пушкину в тургеневской интерпретации. Рассказывая о своей случайной встрече с Пушкиным в конце 30-х годов, Тургенев писал в "Литературных и житейских воспоминаниях": "Пушкин был в ту эпоху для меня, как и для моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему" 4 . Восторженное, любовное отношение к Пушкину Тургенев пронес через всю жизнь. За год до смерти, в декабре 1882 г., он писал А. И. Незеленову: ...