Поиск по творчеству и критике
Cлово "PRESSURE"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Предисловие к романам (своим)
Входимость: 3. Размер: 31кб.
2. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 1. Размер: 73кб.
3. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Крымская война
Входимость: 1. Размер: 29кб.
4. Лотман Л. М.: И. С. Тургенев
Входимость: 1. Размер: 122кб.
5. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 8
Входимость: 1. Размер: 21кб.
6. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 92кб.
7. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава первая. Тургенев и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 106кб.
8. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 142кб.
9. Богословский Н. В.: Тургенев. Глава XVIII. Ссылка. "Записки охотника"
Входимость: 1. Размер: 28кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Предисловие к романам (своим)
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Часть текста: гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым» и «Новь») в последовательном порядке, считаю нелишним объяснить, в немногих словах, почему я это сделал. Мне хотелось дать тем из моих читателей, которые возьмут на себя труд прочесть эти шесть романов сподряд, возможность наглядно убедиться, насколько справедливы критики, упрекавшие меняв изменении однажды принятого направления, в отступничестве * и т. п. Мне, напротив, кажется, что меня скорее можно упрекнуть в излишнем постоянстве и как бы прямолинейности направления. Автор «Рудина», написанного в 1855-м году, и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет: «the body and pressure of time» * [190] , и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений. Насколько это мне удалось — не мне судить: но смею думать, что читатели не усомнятся теперь в искренности и однородности моих стремлений. Позволю себе прибавить несколько кратких замечаний о каждом из этих шести романов — замечаний, не лишенных, быть может, некоторого интереса. «Рудин», написанный мною в деревне, в самый разгар Крымской кампании, имел успех чисто литературный не столько в самой редакции «Современника», где он был помещен, сколько вне ее. Помнится, покойный Некрасов, выслушав мое чтение, сказал мне: «Ты затеял что-то новое; но между нами, по секрету, скучен твой „Рудин“». Правда, несколько недель спустя тот же Некрасов, говоря со мною о только что написанной им поэме «Саша», заметил, что «ты, мол, увидишь, я в ней до некоторой...
2. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 1. Размер: 73кб.
Часть текста: Но ведущие идеи Чернышевского, как теоретика искусства, лежали в основе критического реализма и, следовательно, творческой практики Тургенева. Многие из них органически входили в сознание последнего. Подобно критикам из революционно-демократического лагеря, источник искусства Тургенев видел в реальной жизни, постоянно подчеркивал, что содержанием искусства является объективный мир, существующий независимо от сознания человека. На всех этапах своей духовной эволюции Тургенев строго материалистически решал основной вопрос эстетики об отношениях искусства к действительности. Жизнь вообще— «вечный источник всякого искусства» 2* . Но признавая искусство формой отражения действительности, Тургенев никогда не отождествлял их. Он знал, что «воспетые радости, воспетые слезы трогают их (людей. — Г. К.) более, чем действительные радости и слезы» 3* . Творчество подлинного художника он называл «сосредоточенным отражением» жизни, т. е. отражением жизни в ее существенных, типических проявлениях* В речи о Пушкине он писал, что «всякое искусство есть возведение жизни в идеал: стоящие на почве обычной, ежедневной жизни, остаются ниже того уровня. Это вершина, к которой надо приблизиться» 4* . Задача искусства — отражать богатство реального мира, но не зеркально, а отбирая типические черты без той примеси случайного и...
3. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Крымская война
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Часть текста: 1 . Еще весной 1853 года, когда только ожидалось начало военных действий, оживилась национально-освободительная борьба, которую вели против турецкого ига болгары, сербы, греки и румыны. Однако с марта 1854 года, когда к Турции присоединились Англия и Франция (позднее Сардиния) и соотношение сил резко изменилось, события на фронтах развивались уже не столь благоприятно для России. Из-за угроз Австрии русские войска прекратили осаду Силистрии и ушли из Молдавии и Валахии, которые тотчас заняли австрийцы. Многим русским прибрежным городам пришлось тогда отбивать нападения блокировавших их англо-французских эскадр. С самого начала военных действий Тургенев с огромным вниманием следил за их развитием, тяжело переживал известия о неудачах русской армии, особенно о ее потерях. И именно потому, что в столице легче было следить за ходом сражений, Тургенев не покинул ее летом 1804 года. Он писал: "Я намерен прожить лето в окрестностях Петергофа - не хочется, в такое время, удаляться от места действий" (П., II, 220 - 221). А военные действия вот-вот могли начаться и вблизи Петербурга - корабли английского флота расположились в Финском заливе. Возникла непосредственная угроза столице Российской империи. В один из летних дней Тургенев вместе с Некрасовым и Панаевым совершил поездку на Красную горку, чтобы увидеть вблизи прибывшие в Россию корабли вражеского флота. То было время наибольшей близости Тургенева с Некрасовым и Папаевым, со всеми сотрудниками журнала "Современник". Их отношения тогда были настолько дружескими, что буквально через несколько дней после возвращения Тургенева из ссылки редакция этого журнала дала в его честь обед, а когда главный его редактор Некрасов собрался выехать за границу, он...
4. Лотман Л. М.: И. С. Тургенев
Входимость: 1. Размер: 122кб.
Часть текста: борьбой сил, интересов и устремлений. Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем. Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества. Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью. Тургенев первый в русской литературе создал книгу, в которой через картины ежедневного современного деревенского быта и многочисленные образы крестьян была выражена мысль о том, что закрепощенный народ составляет корень, живую душу нации («Записки охотника»). Первым сделал он и попытку воплотить идеал человека эпохи падения крепостного права — 60-х гг. — идеал активного деятеля, борца, убежденного демократа («Накануне»). Тургеневу же принадлежит инициатива анализа личности «нового человека» — шестидесятника, оценки его нравственных качеств и психологических особенностей....
5. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 8
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: «Рудина», написанного в 1855-м году, — и автор «Нови», написанной в 1876-м, является одним и тем же человеком. В течение всего этого времени я стремился, насколько хватило сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет «the body and pressure of time» 38* , и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служит предметом моих наблюдений» (XI, 403). Эти строки предисловия Тургенева к собранию его романов характеризуют отличительную особенность его как романиста. Этот жанр обращен у него к «русским людям культурного слоя», к дворянской и разночинной интеллигенции второй трети прошлого столетия. Она является постоянным героем больших произведений Тургенева, ее жизнью он неослабно интересуется. В этом отношении романист опирался на Пушкина и Лермонтова в гораздо большей степени, чем на Гоголя. Последний изображал по преимуществу «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная,...
6. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 92кб.
Часть текста: сам писатель говорил: "В течение всего этого времени я стремился, насколько хватило сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы... то, что Шекспир называет: the body and pressure of time (самый образ и давление времени)" (XI, 403). В значительной мере Тургеневу удалось выполнить эту большую задачу. Историческое значение его творчества и состоит прежде всего в том, что он, как подлинно великий писатель-реалист, показал жизнь русского общества своего времени сверху донизу. Как автор "Записок охотника", Тургенев явился одним из первых в русской литературе художников народного быта. Он продолжил дело Гоголя, критически освещая крепостнические нравы, неприглядный облик господствующего помещичьего класса. Вместе с тем в русской литературе не было другого писателя, который бы шаг за шагом и с такой художественной яркостью изобразил бы общественное и умственное движение своего времени. Тургенев в своих произведениях оставил живую летопись русского освободительного движения прошлого столетия, начиная со студенческих кружков Московского университета 30-х годов и до "хождения в народ" в 1873-1874 годах. В своих первых романах писатель раскрыл сильные и слабые стороны дворянской интеллигенции конца 30-х и 40-х годов, игравшей тогда значительную роль в русской общественной жизни, В романе "Накануне" Тургенев выразил ожидание Россией новых людей, необходимость преобразования русской действительности. Первым в нашей литературе он показал, как в общественной жизни дворянского интеллигента сменяет разночинец-демократ, и нарисовал его образ как положительного героя своего времени. В "Отцах и детях" он...
7. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава первая. Тургенев и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 106кб.
Часть текста: о Пушкине - значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей" 2 . Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский восторженно относились к Пушкину как к своему учителю. Гончаров проницательно заметил: "Пушкин - отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов - отец науки в России. В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках..." 3 . Тема "Пушкинские традиции в творчестве Тургенева" может составить содержание специального курса и целой книги. Не претендуя на всестороннее раскрытие темы, автор ограничивается вопросом: какое значение для Тургенева имели идейно- эстетические открытия Пушкина в понимании и изображении структуры личности героя-персонажа, сложного взаимодействия в нем социально-типического и общечеловеческого, как об этом говорилось в "Ведении"? В этом смысле и прослеживаются традиции Пушкина и их творческое развитие в раннем творчестве на материале поэмы "Параша" и в романном творчестве Тургенева. Глава завершается выяснением вершинных моментов в истории читательских отношений к Пушкину в тургеневской интерпретации. Рассказывая о своей случайной встрече с Пушкиным в конце 30-х годов, Тургенев писал в "Литературных и житейских воспоминаниях": "Пушкин был в ту эпоху для меня, как и для моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему" 4 . Восторженное, любовное отношение к Пушкину Тургенев пронес через всю жизнь. За год до смерти, в декабре 1882 г., он писал А. И. Незеленову: "Вам,...
8. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 1. Размер: 142кб.
Часть текста: сердечным смыслом своих произведений» 2* . Высоко ценил и любил Тургенева как писателя В. И. Ленин, много раз перечитывавший его произведения. После Великой Октябрьской революции литературное наследие Тургенева стало достоянием широких народных масс. Миллионными тиражами на десятках языков народов нашей родины выходят произведения Тургенева, оказывая благотворное влияние на культурное развитие новых поколений. В социалистическую эпоху глубоко раскрылось историческое, нравственное и художественное значение Тургенева как великого русского писателя-реалиста. 1. Тургенев был проницательным и прозорливым художником. От начала и до конца своей творческой жизни Тургенев был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все живые и острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль. Книги Тургенева всегда вызывали литературную полемику, острую общественную борьбу, являлись примером действенного искусства. Вспоминая свою эпоху и свой творческий путь, Тургенев говорил: «В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет the body and pressure of time (самый образ и давление времени)» 3* . В значительной мере Тургеневу удалось выполнить эту большую" задачу. В творчестве Тургенева нашла свое художественное...
9. Богословский Н. В.: Тургенев. Глава XVIII. Ссылка. "Записки охотника"
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Часть текста: XVIII ССЫЛКА. «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» В феврале 1852 года, находясь в Петербурге, он услышал о смерти великого писателя. Событие это потрясло его до глубины души — словно молния разбила внезапно на его глазах могучий дуб… «Скажу вам без преувеличения, — писал он Ивану Аксакову, — с тех пор, как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя». И затем в письме к Полине Виардо: «Случилось великое горе. В Москве умер Гоголь… Вам трудно представить себе всю огромность этой потери, столь горестной, столь всеобъемлющей. Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью в этот миг. Для нас он был не только писателем: он нам открыл нас самих. Для нас он был в известном смысле продолжателем Петра Великого… Надо быть русским, чтобы это почувствовать…» Его неприятно удивило, что все как-то вскользь и холодно говорили о смерти Гоголя. Он демонстративно надел траур и, нанося визиты знакомым, резко осуждал равнодушие светской черни. Желая раскрыть общественный смысл этой утраты, Тургенев написал статью и отдал ее в редакцию «Петербургских ведомостей». Он признавался друзьям, что плакал навзрыд, когда писал этот некролог. «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти слова? Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам все еще не хочется ей верить… Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам ...