Поиск по творчеству и критике
Cлово "TABULA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Григорьев А. А.: И. С. Тургенев и его деятельность
Входимость: 3. Размер: 330кб.
2. Скокова Л. И.: И. Тургенев и Руссо
Входимость: 1. Размер: 69кб.
3. Воровский В. В.: Базаров и Санин. Два нигилизма
Входимость: 1. Размер: 35кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Григорьев А. А.: И. С. Тургенев и его деятельность
Входимость: 3. Размер: 330кб.
Часть текста: в одно время новое произведение Тургенева - и помнится так же, оба в одно время почувствовали необходимость передать друг другу впечатления от повести автора, которому равно горячо сочувствуем. Оказалось так много сходства в наших впечатлениях, что я по всему праву даю моей критической статье форму писем к вам. Это, во-первых, избавляет от необходимости - почему впрочем считается это необходимостью? - излагать содержание повести, известное вероятно всему читающему русскому миру; во-вторых, от казенной манеры начинать - так или в подобном роде,-- что талант Тургенева давно принадлежит к числу талантов, наиболее любимых публикою и проч. и проч... Когда талант какого-либо писателя горячо любит и высоко ценит критик,-- подобный прием ему особенно противен. Тут может быть возникнет сейчас же вопрос: имеет ли право критик говорить о таланте, который он горячо любит и высоко ценит, не перестает ли он быть м отношении к такому таланту критиком, т. е. лицом судящим, взвешивающим, оценивающим, указывающим недостатки и промахи? Такой вопрос конечно может возникнуть только в кружках, ничего не питавших кроме критических статей гг. Греча, Кс. Полеваго, Булгарина, Сенковского и иных, приучивших публику их читавшую и поныне еще может быть читающую, к извинениям в случаях их особенного расположения к тому или другому из авторов - да в кружке...
2. Скокова Л. И.: И. Тургенев и Руссо
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Часть текста: сильное воздействие на него идей Ж. -Ж. Руссо. Известен небольшой (в два десятка строк ранний автобиографический набросок Тургенева, свидетельствующий о том, насколько он был потрясён, прочитав «Исповедь» Руссо. «Я хочу написать всё, что я знаю о себе, – всю мою жизнь. Для чего я это делаю – две причины. Во - первых, читал недавно « Les confessions J. J. Rousseau ». Во мне возродилась мысль написать свою Исповедь» 1. Очевидно, что речь идёт не просто об описании своей жизни, а о художественном описании, как это сделал Руссо, хотя, может быть, Тургенев этого в тот момент и не осознавал. Но факт стремления подражать Руссо налицо. Внимание к становлению личности в условиях абсолютизма в России красной нитью проходит через всё творчество Тургенева. И впоследствии Тургенев не случайно вновь обращается к Руссо. Однако при этом следует учитывать, что не о влиянии идей Руссо на Тургенева должна идти речь, а о взаимозависимости общественных идеалов в сходных общественных условиях. Остановимся на одной точке пересечения идей Руссо и Тургенева, на руссоистской идее «естественного человека», «человека природы» ( l , homme de la nature ). Культ личности, чувства и природы проходит через всю систему мировоззрения Руссо: морали, педагогики, социологии, политики и даже религии. Стремление к природе и простоте естественных отношений гармонизирует общество. Учение Руссо оставило яркий след не только в истории Франции, но в...
3. Воровский В. В.: Базаров и Санин. Два нигилизма
Входимость: 1. Размер: 35кб.
Часть текста: ясно. Пусть Тургенев неверно изобразил Базарова в тех или других деталях, пусть он - в силу психической чуждости этому типу - утрировал в нем как раз отрицательные черты,- одно несомненно: в основу характеристики нигилиста он положил действительные черты реального общественного типа, развернувшегося вскоре пышным цветом и заполнившего своей проповедью рационализма и индивидуализма целое десятилетие. Тургенев принадлежал к поколению "отцов-Кирсановых", хотя и понимал все их недостатки 3* . Эти-то недостатки он изобразил в своем романе, противопоставив им соответственные добродетели, которыми он снабдил Базарова. В этом смысле прав проф. Овсянико-Куликовский, говоря, что Базаров построен по "способу от противного", как носитель черт, противоположных отрицательным чертам Кирсановых 4* . В этом смысле прав и сам Тургенев, когда уверяет, что "за исключением воззрений на художества" разделяет "почти все убеждения" Базарова 5* . Базаров был списан с живого лица, д-ра Д., "поразившей" Тургенева личности. "В этом замечательном человеке,- пишет он,- воплотилось, на моих глазах, то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма". В д-ре Д. Тургенева поразили не только те положительные черты, которые он придал Базарову, но и ряд отрицательных, особенно неприятных баричу-эстету, каким был Тургенев. "Я придал ему (Базарову) резкость и бесцеремонность тона... вследствие наблюдений над моим знакомцем, д-ром Д., и подобными ему лицами". Однако благодаря неизбежному субъективизму чувствований Тургенев должен был особенно неприятно-остро воспринимать как раз эту "резкость и бесцеремонность тона" д-ра Д., в силу чего в изображении Базарова "резкость и...