Поиск по творчеству и критике
Cлово "XXXIX"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Андрей
Входимость: 2. Размер: 68кб.
2. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 37
Входимость: 2. Размер: 28кб.
3. Тургенев И. С. - Анненкову П. В., 30 мая (11 июня) 1853 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
4. Дворянское гнездо (главы 36-40)
Входимость: 1. Размер: 46кб.
5. Архангельская Т. Н.: За строкой письма… К вопросу о восприятии И. С Тургеневым повести Л. Н Толстого "Детство"
Входимость: 1. Размер: 32кб.
6. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 20
Входимость: 1. Размер: 34кб.
7. Дворянское гнездо (приложения: страница 6)
Входимость: 1. Размер: 63кб.
8. Тургенев И. С. - Анненкову П. В., 6 (18) ноября 1853 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
9. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 5(17) мая 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
10. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 11
Входимость: 1. Размер: 36кб.
11. Вовчок М.: Институтка (перевод Тургенева)
Входимость: 1. Размер: 90кб.
12. Параша
Входимость: 1. Размер: 63кб.
13. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 25
Входимость: 1. Размер: 18кб.
14. Тургенев И. С. - Толстой M. H., 24 июля (5 августа) 1855 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
15. Помещик
Входимость: 1. Размер: 51кб.
16. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 14
Входимость: 1. Размер: 18кб.
17. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 29
Входимость: 1. Размер: 16кб.
18. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 15
Входимость: 1. Размер: 22кб.
19. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 26
Входимость: 1. Размер: 29кб.
20. Поп
Входимость: 1. Размер: 44кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Андрей
Входимость: 2. Размер: 68кб.
Часть текста: набок; нет конца садам Фруктовым, огородам: страх исправно Содержатся казенные места, И площадь главная всегда пуста. III В уютном, чистом домике, в одной Из улиц, называемой «Зеленой», Жил человек довольно молодой, В отставке, холостяк, притом ученый. Как водится, разумной головой Он слыл лишь потому, что вид «мудреный» Имел да трубки не курил, молчал, Не выходил и в карты не играл. IV Но не было таинственности в нем. Все знали его чин, его фамилью. Он года три в Москве служил; потом Наскучив должностной… и прочей гилью, Вернулся в отчий запустелый дом. Все комнаты наполненные пылью Нашел (его домашние давно Все померли), да старое вино V В подвале, да запачканный портрет, Да в кладовой два бабушкиных платья. На воле рос он с самых ранних лет; Пока служил он — связи да занятья И вспомнить ему не́ дали, что нет Родной груди, которую в объятья Принять бы мог он… нет ее нигде… Но здесь, в родимом и пустом гнезде, VI Ему сначала было тяжело… Потом он полюбил уединенье И думал сам, что счастлив… но назло Рассудку ...
2. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 37
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: Тургенева-романиста Глава 37 37 Юмор у Тургенева соседствовал с сатирой, которую он высоко ценил. В декабре 1847 года он пишет Полине Виардо в связи с только что просмотренным им театральным обозрением: «Было забавно, и я смеялся... Но, боже мой! как это было слабо, бледно, робко и мелко рядом с тем, что из того же мог бы сделать, — я не говорю Аристофан, — но хоть кто-нибудь из его школы! Комедию фантастическую, необычайную, насмешливую и трогательную, безжалостную ко всему, что есть слабого и дурного в обществе и в самом человеке, и заканчивающуюся смехом над своею собственною нищетой, подымающуюся до возвышенного, чтоб и над ним посмеяться, снисходящую до глупости, чтобы и ее прославить и бросить в лицо нашей спеси... Дорого бы мы дали, чтобы быть зрителями такой комедии! Но нет, мы обречены Скрибу навеки» (XII, 60)» 315* . Художественной вершиной сатиры в русской литературе был Салтыков-Щедрин. Тургенев высоко оценил своеобразие его художественного метода — «этот серьезный и жестокий юмор, ясный и трезвый реализм при самой необузданной игре воображения, и особенно непоколебимый здравый смысл, я готов сказать даже — умеренность — ни на минуту не изменяют автору, несмотря на несдержанность и преувеличения формы. Я видел, как люди смеялись до колик, слушая чтение иных очерков Салтыкова. Было что-то почти страшное в этом смехе, ибо, неудержимо смеясь, публика чувствовала, как бич хлестал ее...
3. Тургенев И. С. - Анненкову П. В., 30 мая (11 июня) 1853 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Часть текста: П. В. АННЕНКОВУ 30 мая (11 июня) 1853. Спасское  С. Спасское. 31-го {*} мая 1853. Суббота. {* Так в подлиннике, было: 29} Милый П<авел> В<асильевич>. Сегодня только два слова - а именно я хотел Вам сказать, что даю Вам полное право прочесть мой роман 1 , кому Вы найдете полезным (Корту, напр.), для отобрания мнений. Только не читайте его никому, кто бы взглянул на мою вещь с точки зрения журналистики или печатанья. Вы сами можете понять, почему мне этого не хочется. Я вчера { Далее зачеркнуто: здесь} познакомился с Фетом, который здесь проездом 1 . Натура поэтическая, но немец, систематик и не очень умен - оттого и благоговеет перед 2-й частью Гётева "Фауста". Его удивляет, что вот, мол, тут всё человечество выведено - это почище, чем заниматься одним человеком, Я его уверял, что никто не думает о гастрономии вообще, когда хочет есть, а кладет себе кусок в рот. Читал он мне комедийку в стихах - плохую - это не в его роде, читал также переводы из Горация - отличные 3 . Он еще не совсем выдохся. Не забудьте известить меня о прибытии посылки 4 . Погода у нас всё скверная - хоть в шубах ходи. Прощайте - ...
4. Дворянское гнездо (главы 36-40)
Входимость: 1. Размер: 46кб.
Часть текста: у старика, как нарочно, все невеселые мысли на уме были. Он рассказал Лаврецкому, как Глафира Петровна перед смертью сама себя за руку укусила, - и, помолчав, сказал со вздохом: "Всяк человек, барин-батюшка, сам себе на съедение предан". Было уже поздно, когда Лаврецкий пустился в обратный путь. Вчерашние звуки охватили его, образ Лизы восстал в его душе во всей своей кроткой ясности; он умилился при мысли, что она его любит, - и подъехал к своему городскому домику успокоенный и счастливый. Первое, что поразило его при входе в переднюю, был запах пачули, весьма ему противный; тут же стояли какие-то высокие сундуки и баулы. Лицо выскочившего к нему навстречу камердинера показалось ему странным. Не отдавая себе отчета в своих впечатлениях, переступил он порог гостиной... Ему навстречу с дивана поднялась дама в черном шелковом платье с воланами и, поднеся батистовый платок к бледному лицу, переступила несколько шагов, склонила тщательно расчесанную душистую голову - и упала к его ногам... Тут только он узнал ее: эта дама была его жена. Дыхание у него захватило... Он прислонился к стене. - Теодор, не прогоняйте меня! - сказала она по-французски, и голос ее как ножом резанул его по сердцу. Он глядел на нее бессмысленно и, однако, тотчас же невольно заметил, что она и побелела и отекла. - Теодор! - продолжала она, изредка вскидывая глазами и осторожно ломая свои удивительно красивые пальцы с розовыми лощеными ногтями. - Теодор, я перед вами виновата, глубоко виновата, - скажу более, я преступница; но вы выслушайте меня, раскаяние меня мучит, я стала самой себе в тягость, я не могла более переносить мое положение; сколько раз я думала обратиться к вам, но я боялась вашего гнева; я решилась разорвать всякую связь с прошедшим... puis, j'ai ete si malade, я была так...
5. Архангельская Т. Н.: За строкой письма… К вопросу о восприятии И. С Тургеневым повести Л. Н Толстого "Детство"
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: За строкой письма… К вопросу о восприятии И. С Тургеневым повести Л. Н Толстого "Детство" За строкой письма… К вопросу о восприятии И. С Тургеневым повести Л. Н Толстого «Детство» Уже первые произведения Л. Н. Толстого вызвали восторженные отклики И. С. Тургенева. В письме к Тургеневу от 21 октября 1852 г. Н. А. Некрасов, советуя ему обратить внимание на повесть «Детство» в IX номере «Современника», подчёркивал, что это «талант новый и, кажется, надёжный». 28 октября 1852 г. Тургенев отвечал ему из Спасского: «…Ты прав – этот талант надёжный . <…> Пиши к нему и поощряй его писать. Скажи ему <…>, что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему» (П. II , 79). Таков был отзыв, данный Тургеневым Толстому – за три года до его первого письма к Толстому и знакомства с ним. 4 апреля 1853 г. сестра писателя М. Н. Толстая сообщала ему на Кавказ из Покровского: «…я прочитала твоё первое эссе “Моё детство”, это очаровательно, и не одна я это говорю, побуждаемая братской любовью, таково общее мнение. Брат И. С. Тургенева...
6. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 20
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: с обитателями усадьбы после его блестящего выступления в салоне Да-рьи Михайловны. Рудин ближе знакомится с Ласунской, определяются его отношения с Пигасовым, Пандалевским, Лежневым, Басистовым и особенно Натальей. Романист показывает возникновение в Наталье интереса к Рудину, постепенно переходящего в любовь. Свидание их в саду приводит к решительному объяснению (гл. VII). Сюжетное значение этой сцены чрезвычайно велико. Наталья говорит Рудину «я буду ваша», сам Рудин с улыбкой убеждает себя в том, что он счастлив. И — что особенно важно для дальнейшего сюжетного развития — их разговор подслушан, «... в сиреневой беседке тихонько раздвинулись кусты, и показался Пандалевский. Он осторожно оглянулся, покачал головой, сжал губы, произнес значительно: «Вот как-с. Это надобно будет довести до сведения Дарьи Михайловны», — и скрылся». Эта сцена в саду является завязкой внешнего и внутреннего действия романа: именно теперь определился конфликт между решительностью Натальи, рефлексией «струсившего» Рудина и неизбежным сопротивлением, которое обоим окажет Ласуиская. В «Дворянском гнезде» завязывание действия начинается тотчас же после того, как завершена история Лаврецкого. Постепенно, без какого бы то ни было форсирования со стороны романиста, происходит сближение Лаврецкого с Лизой. Значительную роль играет здесь посещение Калитиными Васильевского; там же Лаврецкий получает известие о смерти жены. Заключительная фраза двадцать седьмой главы «Лаврецкий оделся, вышел в сад и до самого утра ходил взад и вперед все по одной аллее»...
7. Дворянское гнездо (приложения: страница 6)
Входимость: 1. Размер: 63кб.
Часть текста: писателя заметно падает: постоянные недомогания мешают ему работать -и 16/28 декабря 1856 г. он сообщает И. И. Панаеву о том, что не закончит свою большую повесть к февральскому номеру "Современника" и что повесть эта отложена в сторону (Т, Письма, т. III, стр. 18, 23, 36, 59). Всю зиму 1856/57 г. Тургенев болел и жаловался на падение работоспособности. Единственное его произведение этой поры - "Поездка в Полесье". Тяжелые настроения, владевшие писателем в это время, привели к решительному отказу от прежних творческих замыслов. Так, 17 февраля/1 марта 1857 г. Тургенев сообщает В. П. Боткину, что он уничтожил все свои начинания, планы и т. д. (там же, т. III, стр. 91-92). Возможно, что вместе с другими материалами были уничтожены и первые наброски будущего "Дворянского гнезда". Каковы были эти первые наброски и планы - сказать трудно, данных об этом не сохранилось. Можно только предположить, что в этой первой редакции произведение имело другое название. В письме к английскому переводчику "Дворянского гнезда" В. Рольстону от 8 декабря н. ст. 1868 г. Тургенев сообщает: "Я нахожу, что заглавие "Лиза" очень удачное, тем более, что название "Дворянское гнездо" - не совсем точное и было выбрано не мной, а моим издателем" (Т, Письма, т. VII, стр. 251, 415). В черновом автографе романа заглавие "Дворянское гнездо" написано рукой Тургенева. По всей вероятности, говоря о другом заглавии, писатель имел в виду первоначальный замысел 1856 г. Но и в 1856 году самое понятие "дворянского гнезда" как синонима дворянской усадьбы {О...
8. Тургенев И. С. - Анненкову П. В., 6 (18) ноября 1853 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Часть текста: что я вышлю Вам corpus delicti - замасленный лист бумаги, на котором написан оригинал. Я уже послал к тапковскому попу запрос - и тотчас Вас уведомлю, какой я получу ответ 2 . - А я не виноват, что "Атенеум" меня произвел в "лингвисты" - и нахожу это название даже обидным 3 . Из Москвы получил я известие, будто там происходит литературный скандал. Явился какой-то актер Горев-Тарасенков и обвиняет Островского в присвоении себе его комедий из купеческого быта. Мне кажется, это вздор - и во всяком случае это невеселая вещь 4 . Жена Тютчева - женщина замечательная, и Вы очень верно поняли ее. Чувства и чутья у ней бездна,-- чувства - не в сентиментальном, разумеется, смысле. В музыке она с необыкновенной быстротой всегда схватывала, в чем дело, и вообще в ней очень редкая смесь тонкости и дельности - простоты - и хитрости, не лукавства - а хитрости. Я раз нарочно при всем тютчевском семействе прочел стихотворение Пушкина "Туча" - предварив, что, по-моему, в нем один слабый стих ("И молния грозно тебя обвивала"). Она тотчас его отгадала (другие все смотрели как гуси на гром - у доброго Тютчева понимания художественного совсем нет) и, когда я закричал: "браво" - она вся вспыхнула - потому что она очень самолюбива, при всей своей ясности. Я понимаю, что в эту женщину можно влюбиться - но она вся поглощена своим мужем - и сверх того в ней есть что-то безжизненное, которое не привлекает. Я часто себя спрашивал, каким образом может она быть сестрой своей сестры и дочерью своей несносной матери? Она весьма робка - но, когда обживется и привыкнет к кому-нибудь,-- говорит { Далее зачеркнуто: Семья}. Я всегда с большим...
9. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 5(17) мая 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Часть текста: с тобою в Париже на улице 5 ,-- и 3) "Московские ведомости" назвали меня дорогим гостем 6 . Больше ничего, при всех усилиях, я - пока - припомнить не могу; ибо то, в чем упрекает меня республиканец князь Долгоруков,-- а именно: что я ему не отдал визита - и будто бы умолял о спасении на горящем пароходе,-- не может, кажется, причитаться мне в политический грех 7 . - Итак, посылаю тебе свое новое произведение. Сколько мне известно, оно восстановило против меняв России - людей религиозных, придворных, славянофилов и патриотов. Ты не религиозный человек и не придворный - но ты славянофил и патриот 8 ,-- и, пожалуй, прогневаешься тоже; да сверх того и Гейдельбергские мои арабески тебе, вероятно, не понравятся { Далее зачеркнуто: нисколько } 9 . Как бы то ни было - дело сделано. Одно меня несколько ободряет: ведь и тебя партия молодых рефюжиэ пожаловала в отсталые и в реаки 10 ; расстояние между нами и поуменьшилось. Если ты не считаешь меня пришедшим в такое положение, что и переписываться со мною нельзя,-- то погроми меня или поперсифлируй - а главное, уведомь о себе и о своем семействе 11 : это меня интересует. Если же сообщения со мною ты считаешь невозможными - то прими от меня прощальный поклон и искреннее пожелание всего хорошего - и { Далее зачерпнуто: прощай} "наслаждений ею, сей легкой жизнию" и 12 т. д. Ив. Тургенев. Примечания Печатается по подлиннику: ЦГАЛИ, ф. 2197, оп....
10. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 11
Входимость: 1. Размер: 36кб.
Часть текста: с внешностью Кати, с которой в детстве дружила Елена, а в конце этого романа узнаем о том, как была одета артистка, исполнявшая роль Виолетты. Своих героев Тургенев «портретирует» обыкновенно при первом их появлении (Рудин, Инсаров, Базаров). Иначе он поступает с героинями первых трех романов. Портрет Натальи Ласунской мы находим лишь в пятой главе «Рудина», портрет Лизы Калитиной — в середине «Дворянского гнезда». Однако героини «Отцов и детей», «Дыма» и «Нови» изображены уже в первых главах. Тургеневский портрет отличается разносторонностью, охватывая собою все стороны внешности персонажа — его костюмы, лицо, фигуру, мимику, жесты, движения 88* . Романист нередко перечисляет внешние приметы наружности, делая это с подробностью и тщательностью паспортиста. Берсенев в «Накануне» — молодой человек «на вид лет двадцати трех, высокого роста, черномазый, с острым и немного кривым носом, высоким лбом и сдержанною улыбкой на широких губах, лежал на спине и задумчиво глядел вдаль, слегка прищурив свои небольшие серые глазки...» (Нак I). Елене «недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно- русая коса спускалась низко на тонкую шею... Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед» (Нак VI). Эти два тургеневских портрета различны по своему содержанию, но в них равно запечатлены характерные приметы внешности человека. Этим портретам присуща зрительная полнота: по тургеневскому описанию живописцу было бы нетрудно изобразить персонаж в рисунке или картине. Портреты Тургенева обыкновенно включают в себя изображение не...