Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "Э"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 409).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
78ЭВОЛЮЦИЯ (ЭВОЛЮЦИИ, ЭВОЛЮЦИЮ, ЭВОЛЮЦИЯМИ, ЭВОЛЮЦИЕЙ)
181ЭГОИЗМ (ЭГОИЗМА, ЭГОИЗМОМ, ЭГОИЗМЕ, ЭГОИЗМУ)
134ЭГОИСТ (ЭГОИСТЫ, ЭГОИСТОМ, ЭГОИСТА, ЭГОИСТОВ)
115ЭГОИСТИЧЕСКИЙ (ЭГОИСТИЧЕСКОЕ, ЭГОИСТИЧЕСКОЙ, ЭГОИСТИЧЕСКИХ, ЭГОИСТИЧЕСКИМ)
33ЭГОИСТИЧНЫЙ (ЭГОИСТИЧНАЯ, ЭГОИСТИЧНО, ЭГОИСТИЧНА, ЭГОИСТИЧНЫХ, ЭГОИСТИЧНЕЕ)
159ЭДАКИЙ (ЭДАКАЯ, ЭДАКОМ, ЭДАКОЙ, ЭДАКОГО)
26ЭДГАРА, ЭДГАР (ЭДГАРОМ, ЭДГАРУ)
48ЭДИП (ЭДИПА, ЭДИПОВ, ЭДИПЕ, ЭДИПОМ)
82ЭДМОН (ЭДМОНА, ЭДМОНУ, ЭДМОНОМ)
43ЭДУАРД (ЭДУАРДОМ, ЭДУАРДА, ЭДУАРДУ)
37ЭЖЕН (ЭЖЕНА, ЭЖЕНОМ)
54ЭЙХЕНБАУМ, ЭЙХЕНБАУМА (ЭЙХЕНБАУМОМ, ЭЙХЕНБАУМУ)
184ЭКЗАМЕН (ЭКЗАМЕНЫ, ЭКЗАМЕНАХ, ЭКЗАМЕНА, ЭКЗАМЕНЕ)
180ЭКЗЕМПЛЯР (ЭКЗЕМПЛЯРУ, ЭКЗЕМПЛЯРОВ, ЭКЗЕМПЛЯРА, ЭКЗЕМПЛЯРЫ)
23ЭКЗОТИЧЕСКИЙ (ЭКЗОТИЧЕСКОЙ, ЭКЗОТИЧЕСКИМИ, ЭКЗОТИЧЕСКОМ, ЭКЗОТИЧЕСКОЕ)
140ЭКИПАЖ (ЭКИПАЖИ, ЭКИПАЖА, ЭКИПАЖЕЙ, ЭКИПАЖАМИ)
49ЭКОНОМИСТ (ЭКОНОМИСТОМ, ЭКОНОМИСТЫ, ЭКОНОМИСТОВ, ЭКОНОМИСТА)
156ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКУЮ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО)
88ЭКОНОМИЯ (ЭКОНОМИИ, ЭКОНОМИЕЙ, ЭКОНОМИЮ, ЭКОНОМИЕЮ)
21ЭКОНОМКА (ЭКОНОМКИ, ЭКОНОМКУ, ЭКОНОМОК, ЭКОНОМКОЙ)
20ЭКС
20ЭКСКУРСИЯ (ЭКСКУРСИЮ, ЭКСКУРСИИ, ЭКСКУРСИЯМ, ЭКСКУРСИЯХ, ЭКСКУРСИЕЙ)
63ЭКСПЕДИЦИЯ (ЭКСПЕДИЦИИ, ЭКСПЕДИЦИЮ, ЭКСПЕДИЦИЕЙ, ЭКСПЕДИЦИЯХ)
34ЭКСПЕРИМЕНТ (ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЕ, ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ЭКСПЕРИМЕНТА)
21ЭКСПЛУАТАТОР (ЭКСПЛУАТАТОРОВ, ЭКСПЛУАТАТОРАМ, ЭКСПЛУАТАТОРА, ЭКСПЛУАТАТОРЫ)
23ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ (ЭКСПЛУАТИРУЕТ, ЭКСПЛУАТИРУЯ, ЭКСПЛУАТИРОВАЛИ, ЭКСПЛУАТИРОВАЛ)
106ЭКСПОЗИЦИЯ (ЭКСПОЗИЦИИ, ЭКСПОЗИЦИЯХ, ЭКСПОЗИЦИЕЙ, ЭКСПОЗИЦИЮ)
60ЭКСТАЗ (ЭКСТАЗЕ, ЭКСТАЗОМ, ЭКСТАЗА, ЭКСТАЗЫ)
46ЭЛЕГАНТНЫЙ (ЭЛЕГАНТНО, ЭЛЕГАНТНЫЕ, ЭЛЕГАНТНУЮ, ЭЛЕГАНТНОГО)
61ЭЛЕГИЧЕСКИЙ (ЭЛЕГИЧЕСКИМ, ЭЛЕГИЧЕСКОЙ, ЭЛЕГИЧЕСКИЕ, ЭЛЕГИЧЕСКИХ)
73ЭЛЕГИЯ (ЭЛЕГИИ, ЭЛЕГИЙ, ЭЛЕГИЕЙ, ЭЛЕГИЮ)
50ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ (ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО, ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИ)
328ЭЛЕМЕНТ (ЭЛЕМЕНТЫ, ЭЛЕМЕНТОВ, ЭЛЕМЕНТА, ЭЛЕМЕНТАМИ)
57ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ (ЭЛЕМЕНТАРНЫХ, ЭЛЕМЕНТАРНЫМ, ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ, ЭЛЕМЕНТАРНОМУ)
47ЭЛЕОНОРА, ЭЛЕОНОРЕ, ЭЛЕОНОРЫ (ЭЛЕОНОРУ)
24ЭЛИЗА (ЭЛИЗУ, ЭЛИЗОЙ, ЭЛИЗЕ, ЭЛИЗЫ)
161ЭЛЛИС
23ЭЛЬФ (ЭЛЬФОВ, ЭЛЬФЫ, ЭЛЬФАМИ)
66ЭМАНСИПАЦИЯ (ЭМАНСИПАЦИИ, ЭМАНСИПАЦИЮ, ЭМАНСИПАЦИЕЙ, ЭМАНСИПАЦИЯМИ)
22ЭМАНСИПИРОВАННЫЙ (ЭМАНСИПИРОВАННОЙ, ЭМАНСИПИРОВАННЫМИ, ЭМАНСИПИРОВАННЫЕ, ЭМАНСИПИРОВАННЫХ, ЭМАНСИПИРОВАННАЯ)
49ЭМБЛЕМА (ЭМБЛЕМЫ, ЭМБЛЕМ, ЭМБЛЕМАМИ, ЭМБЛЕМАМ)
143ЭМИГРАНТ (ЭМИГРАНТАМИ, ЭМИГРАНТОВ, ЭМИГРАНТЫ, ЭМИГРАНТУ)
106ЭМИГРАЦИЯ (ЭМИГРАЦИИ, ЭМИГРАЦИЕЮ, ЭМИГРАЦИЕЙ, ЭМИГРАЦИЮ)
26ЭМИГРИРОВАТЬ (ЭМИГРИРОВАЛ)
87ЭМИЛИЯ (ЭМИЛИИ, ЭМИЛИЕЙ, ЭМИЛИЮ, ЭМИЛИЕМ)
164ЭМИЛЬ (ЭМИЛЕ, ЭМИЛЮ, ЭМИЛЯ, ЭМИЛЕМ)
37ЭММЕ, ЭММА (ЭММ, ЭММЫ)
22ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬЮ)
130ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ)
50ЭМОЦИЯ (ЭМОЦИИ, ЭМОЦИЙ, ЭМОЦИЯХ, ЭМОЦИЕЙ)
53ЭМС (ЭМСЕ, ЭМСА)
46ЭНГЕЛЬГАРДТ, ЭНГЕЛЬГАРДТА (ЭНГЕЛЬГАРДТУ, ЭНГЕЛЬГАРДТОВ)
83ЭНГЕЛЬС (ЭНГЕЛЬСА, ЭНГЕЛЬСУ, ЭНГЕЛЬСОМ)
96ЭНЕРГИЧЕСКИЙ (ЭНЕРГИЧЕСКОГО, ЭНЕРГИЧЕСКИМ, ЭНЕРГИЧЕСКОЕ, ЭНЕРГИЧЕСКОЙ)
73ЭНЕРГИЧНЫЙ (ЭНЕРГИЧНОЙ, ЭНЕРГИЧНЕЕ, ЭНЕРГИЧНАЯ, ЭНЕРГИЧНЫХ)
176ЭНЕРГИЯ (ЭНЕРГИИ, ЭНЕРГИЕЙ, ЭНЕРГИЮ, ЭНЕРГИЕЮ)
143ЭНТУЗИАЗМ (ЭНТУЗИАЗМА, ЭНТУЗИАЗМОМ, ЭНТУЗИАЗМЕ, ЭНТУЗИАЗМУ)
74ЭНТУЗИАСТ (ЭНТУЗИАСТОВ, ЭНТУЗИАСТА, ЭНТУЗИАСТЕ, ЭНТУЗИАСТОМ)
44ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ (ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЮ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИМ)
52ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЭНЦИКЛОПЕДИЮ, ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ)
28ЭПИГОН (ЭПИГОНОВ, ЭПИГОНУ, ЭПИГОНАМ, ЭПИГОНАМИ)
132ЭПИГРАММА (ЭПИГРАММЫ, ЭПИГРАММУ, ЭПИГРАММАМИ, ЭПИГРАММ)
126ЭПИГРАФ (ЭПИГРАФОМ, ЭПИГРАФА, ЭПИГРАФЕ, ЭПИГРАФЫ)
34ЭПИДЕМИЯ (ЭПИДЕМИИ, ЭПИДЕМИЕЙ, ЭПИДЕМИЯХ, ЭПИДЕМИЮ)
342ЭПИЗОД (ЭПИЗОДЫ, ЭПИЗОДОВ, ЭПИЗОДЕ, ЭПИЗОДА)
58ЭПИЗОДИЧЕСКИЙ (ЭПИЗОДИЧЕСКИМ, ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ, ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ, ЭПИЗОДИЧЕСКИХ)
51ЭПИКУРЕЕЦ (ЭПИКУРЕЙЦА, ЭПИКУРЕЙЦЫ, ЭПИКУРЕЙЦЕМ, ЭПИКУРЕЙЦАМИ)
204ЭПИЛОГ (ЭПИЛОГЕ, ЭПИЛОГА, ЭПИЛОГУ, ЭПИЛОГОМ)
99ЭПИСТОЛЯРНЫЙ (ЭПИСТОЛЯРНОГО, ЭПИСТОЛЯРНЫХ, ЭПИСТОЛЯРНЫЕ, ЭПИСТОЛЯРНУЮ, ЭПИСТОЛЯРНОЙ)
115ЭПИТЕТ (ЭПИТЕТОВ, ЭПИТЕТЫ, ЭПИТЕТОМ, ЭПИТЕТА)
116ЭПИЧЕСКИЙ (ЭПИЧЕСКОЙ, ЭПИЧЕСКИМ, ЭПИЧЕСКАЯ, ЭПИЧЕСКУЮ)
58ЭПОПЕЯ (ЭПОПЕИ, ЭПОПЕЮ, ЭПОПЕЕ, ЭПОПЕЕЙ)
64ЭПОС (ЭПОСА, ЭПОСЕ, ЭПОСУ, ЭПОСОМ)
724ЭПОХА (ЭПОХЕ, ЭПОХИ, ЭПОХУ, ЭПОХОЙ)
29ЭРА (ЭРЫ, ЭР, ЭРУ, ЭРОЙ)
68ЭРМИТАЖ (ЭРМИТАЖА, ЭРМИТАЖЕ, ЭРМИТАЖАХ, ЭРМИТАЖУ)
58ЭРНЕСТ (ЭРНЕСТА, ЭРНЕСТЕ, ЭРНЕСТОМ, ЭРНЕСТУ)
23ЭРНСТ (ЭРНСТУ, ЭРНСТЕ, ЭРНСТА)
23ЭРОТИЧЕСКИЙ (ЭРОТИЧЕСКОГО, ЭРОТИЧЕСКИМ, ЭРОТИЧЕСКАЯ, ЭРОТИЧЕСКИМИ)
23ЭРУДИЦИЯ (ЭРУДИЦИИ, ЭРУДИЦИЮ, ЭРУДИЦИЕЙ)
85ЭСКИЗ (ЭСКИЗЫ, ЭСКИЗАМИ, ЭСКИЗОВ, ЭСКИЗАХ)
22ЭССЕНЦИЯ (ЭССЕНЦИИ, ЭССЕНЦИЮ, ЭССЕНЦИЕЮ, ЭССЕНЦИЯМИ)
32ЭСТЕТ (ЭСТЕТА, ЭСТЕТОМ, ЭСТЕТОВ, ЭСТЕТЫ)
35ЭСТЕТИЗМ (ЭСТЕТИЗМА, ЭСТЕТИЗМОМ, ЭСТЕТИЗМЕ, ЭСТЕТИЗМУ)
232ЭСТЕТИКА, ЭСТЕТИК (ЭСТЕТИКИ, ЭСТЕТИКЕ, ЭСТЕТИКУ)
379ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (ЭСТЕТИЧЕСКОГО, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЙ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ)
42ЭСТРАДА (ЭСТРАДЕ, ЭСТРАДУ, ЭСТРАДОЙ, ЭСТРАДЫ)
105ЭТАЖ (ЭТАЖЕ, ЭТАЖА, ЭТАЖЕЙ, ЭТАЖАМ)
188ЭТАКИЙ (ЭТАКОЙ, ЭТАКОГО, ЭТАКИЕ, ЭТАКИМ)
171ЭТАП (ЭТАПЕ, ЭТАПА, ЭТАПОМ, ЭТАПУ)
74ЭТИКА (ЭТИКИ, ЭТИКУ, ЭТИКЕ, ЭТИКОЮ)
110ЭТИЧЕСКИЙ (ЭТИЧЕСКОЙ, ЭТИЧЕСКИХ, ЭТИЧЕСКАЯ, ЭТИЧЕСКУЮ, ЭТИЧЕСКИМИ)
69ЭТНОГРАФ (ЭТНОГРАФА, ЭТНОГРАФЫ, ЭТНОГРАФОМ, ЭТНОГРАФАМИ)
235ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ (ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО, ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ)
56ЭТНОГРАФИЯ (ЭТНОГРАФИИ, ЭТНОГРАФИЕЙ, ЭТНОГРАФИЮ)
20ЭТЬЕН (ЭТЬЕНУ, ЭТЬЕНА, ЭТЬЕНЕ, ЭТЬЕНОМ)
110ЭТЮД (ЭТЮДОВ, ЭТЮДА, ЭТЮДЫ, ЭТЮДАХ)
116ЭФФЕКТ (ЭФФЕКТОМ, ЭФФЕКТА, ЭФФЕКТЕ, ЭФФЕКТОВ)
77ЭФФЕКТНЫЙ (ЭФФЕКТНО, ЭФФЕКТНЕЕ, ЭФФЕКТНУЮ, ЭФФЕКТНЫХ, ЭФФЕКТНАЯ)
34ЭХО (ЭХУ, ЭХЕ, ЭХОМ)

Несколько случайно найденных страниц

по слову ЭПОПЕЯ (ЭПОПЕИ, ЭПОПЕЮ, ЭПОПЕЕ, ЭПОПЕЕЙ)

1. Богословский Н. В.: Тургенев. Глава XX. "Рудин". Знакомство и сближение с Л. Н. Толстым
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: А любимое занятие — охота — было своеобразным проявлением его любви к природе, к чисто поэтической стороне жизни. Стоит вспомнить начало очерка «Лес и степь», чтобы почувствовать эту власть природы над душой художника, это радостное ощущение трепета жизни во всем: «Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной… Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами… Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Лошади звучно шлепают ногами по лужам; кучер посвистывает… Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул — и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом… Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней...
2. Ю.В. Лебедев. Тургенев (часть 18). Надежды и сомнения. "Дворянское гнездо"
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: недолго. Он спешил в Спасское с твердым желанием заняться хозяйством и упрочить быт своих крестьян. На обеде в ресторане Донона чествовали художника Александра Иванова, который привез в Россию завершенное детище - картину "Явление Христа народу". Тургенев вспоминал, как он встретил художника в Петербурге на площади Зимнего дворца среди беспрестанно набегавших столбов той липкой сорной пыли, "которая составляет одну из принадлежностей нашей северной столицы". Иванов с озабоченным видом отвечал на его приветствие, "он только что вышел из Эрмитажа; морской ветер крутил фалды его мундирного фрака; он щурился и придерживал двумя пальцами свою шляпу. Картина его была уже в Петербурге и начинала возбуждать невыгодные толки". На обеде присутствовали многие из членов редакции "Современника". С распростертыми объятиями встретил Тургенева Некрасов. Он хотел поделиться с другом новыми планами издания. Важные события, которые происходили в России, требовали от руководителей журнала более четкой общественной позиции. Но Тургенев еще не был посвящен в серьезные внутренние разногласия, возникшие в его...
3. Волынский А. Л.: Раскол в радикальной журналистике шестидесятых годов (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 162кб.
Часть текста: Л.: Раскол в радикальной журналистике шестидесятых годов (старая орфография) ЛИТЕРАТУРНЫЯ ЗАМЕТКИ. Расколъ въ радикальной журналистике шестидесятыхъ годовъ 1*).   Либеральное уподобленiе Тургенева Аскоченскому. - Бурныя событiя эпохи. - Направленiе "Отечественныхъ Записокъ". - Громека и его заступничество за радикальные журналы. - Сатирическiе фельетоны Щедрина въ "Современнике". - Колебанiя въ политическомъ направленiи "Современника". - Выходка противъ нигилистовъ. - Насмешка Щедрина надъ романомъ Чернышевскаго. - Первая схватка съ "Русскимъ Словомъ". - "Лукошко глубокомыслiя" и "бутерброды глубокомыслiя". - Отъездъ Щедрина и решительная битва между обоими журналами. - Вмешательство Писарева. - Антоновичъ и Писаревъ о Чернышевскомъ. - Чернышевскiй о Чернышевскомъ. - Победа "Русскаго Слова" и паденiе "Современника". - Прекращенiе обоихъ журналовъ и возникновенiе новыхъ изданiй.   Статья IV. I. Медленно, но постоянно накапливались въ "Современнике" матерiалы, послужившiе причиною его полнаго разложенiя. Борьба съ "Временемъ" и "Эпохою", разыгравшаяся въ невероятно скандальное явленiе, изумила и смутила самыхъ горячихъ его поклонниковъ. Не подлежало сомненiю, что "Современникъ" вступаетъ въ новый перiодъ деятельности, и что за грубыми прiемами его полемики, за густыми облаками той едкой пыли, которую взбивали его расходившiеся сотрудники, уже не было ничего твердаго, устойчиваго, хорошо и глубоко прочувствованнаго. То, что было выраженiемъ свежаго настроенiя и оригинальной мысли у Добролюбова, то, что составляло предметъ пылкаго и почти вдохновеннаго убежденiя у Чернышевскаго, у Антоновича превратилось во что-то тяжеловесно бездушное,...
4. Гроссман Л. П.: Последняя поэма Тургенева
Входимость: 1. Размер: 67кб.
Часть текста: тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути, напоминающую исповеди средневековой поэзии по охвату долголетнего личного опыта и стройности своей сложной композиции. Неудивительно, что основы Тургеневского исповедания явственнее всего выступают из отстоенных и сжатых строф этой философской поэмы - последней, написанной Тургеневым. I МЕТРЫ И РИТМЫ 1 Это прежде всего не просто "стихотворения в прозе", как решил назвать Тургеневские "Senilia" редактор "Вестник Европы", воспользовавшись случайно оброненной фразой из сопроводительного авторского письма. Это и по форме своей - поэмы, или точнее, части одной поэмы в пятидесяти строфах-песнях. Их музыкальная ритмическая проза, близкая к тональности свободного стиха, представляет собою одну из труднейших форм новейшей европейской метрики {Вопросы ритмической прозы занимали многих художников тургеневской эпохи. "Кто из нас не мечтал, в дни притязаний, осуществить чудо поэтической прозы? спрашивает Бодлер в предисловии к своим "Маленьким поэмам" - но прозы музыкальной, помимо ритма и без рифм, достаточно гибкой и ломкой, чтоб подчиняться лирическим движениям души, колебаниям мечты, сотрясеньям совести?" Друг Тургенева Флобер неоднократно говорил о тех же стремленьях:...
5. Ю.В. Лебедев. Тургенев (часть 9). Россия живая и мертвая в "Записках охотника"
Входимость: 2. Размер: 42кб.
Часть текста: и сам автор, и некоторые члены редакции не надеялись на тот шумный успех, который выпал на его долю. Даже место, ему отведенное, оставляло желать лучшего: набранный мелким шрифтом, помещенный среди заметок на агрономические, хозяйственные и прочие темы, "Хорь и Калиныч" на первый взгляд должен был затеряться в них. Однако читатели не только заметили очерк Тургенева, но и предпочли его другим публикациям, отвели ему первое место в журнале. Чем объяснить этот успех? Может быть, актуальностью темы? Но в русской литературе уже существовали признанные мастера в жанре рассказа и повести из народного быта - В. И. Даль и Д. В. Григорович. Так что читательский интерес к тургеневскому очерку порождался совсем другими причинами. Впервые на них указал Белинский: "Не удивительно, - писал он, - что маленькая пьеска "Хорь и Калиныч" имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил". Публикацией "Хоря и Калиныча" Тургенев совершил своего рода "коперниковский переворот" в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он представил коренные силы нации, определяющие её жизнеспособность, перспективы её дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве Тургенев нашел "почву, хранящую жизненные соки всякого развития", а значимость личности государственного человека он поставил в прямую зависимость от глубины её связей с этой "почвой": "Из наших разговоров с Хорем я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели, - убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях". С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Да и позднее, в 60-е...