Поиск по творчеству и критике
Cлово "1953"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Аксенова Е. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 7. Размер: 85кб.
2. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Владимир Иванович Даль. Фольклор (пословицы) в творчестве Даля
Входимость: 7. Размер: 33кб.
3. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Последние годы
Входимость: 4. Размер: 34кб.
4. Записки охотника (Примечания)
Входимость: 4. Размер: 133кб.
5. Алексеев М. П.: Мировое значение "Записок охотника"
Входимость: 4. Размер: 224кб.
6. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Николай Васильевич Успенский. Биография. Анализ творчества
Входимость: 3. Размер: 17кб.
7. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 1. Список условных сокращений
Входимость: 3. Размер: 4кб.
8. Список сокращений (Письма Тургенева, 1831-1849гг.)
Входимость: 3. Размер: 9кб.
9. Фауст (примечания)
Входимость: 3. Размер: 74кб.
10. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава третья. "Записки охотника" и русская литература
Входимость: 3. Размер: 54кб.
11. Дворянское гнездо (приложения)
Входимость: 3. Размер: 43кб.
12. Румянцева Э. М.: Тургенев И. С. (Большая советская энциклопедия)
Входимость: 3. Размер: 29кб.
13. Указатель важнейшей литературы о жизни и творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 20кб.
14. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Сатире щедрая дань
Входимость: 2. Размер: 80кб.
15. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава девятая. "Отцы и дети"
Входимость: 2. Размер: 113кб.
16. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Театр Тургенева
Входимость: 2. Размер: 64кб.
17. Дым (Примечания). Часть V
Входимость: 2. Размер: 52кб.
18. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист
Входимость: 2. Размер: 92кб.
19. Где тонко, там и рвется (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 37кб.
20. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1862-1864гг.)
Входимость: 2. Размер: 176кб.
21. Дневник. Ноябрь 1882 — январь 1883 г.
Входимость: 2. Размер: 68кб.
22. Список сокращений (Письма Тургенева, 1850-1854гг.)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
23. После смерти (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 56кб.
24. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава восьмая. Тургенев в канун падения крепостного права "Накануне". Разрыв с "Современником"
Входимость: 2. Размер: 129кб.
25. Богословский Н. В.: Тургенев. Краткая библиография
Входимость: 2. Размер: 5кб.
26. Вешние воды (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 108кб.
27. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Великий мастер языка и стиля
Входимость: 2. Размер: 65кб.
28. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Дмитрий Васильевич Григорович. Биография. Анализ творчества
Входимость: 1. Размер: 8кб.
29. Тургенев И. С. - Толстым М. Н. и В. П., 8 (20) декабря 1855 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
30. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 4(16) сентября 1859 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
31. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1859-1861гг.)
Входимость: 1. Размер: 198кб.
32. Поп
Входимость: 1. Размер: 44кб.
33. Сафонова О. Ю.: П. Н. Тургенев и его потомки. К истории рода Тургеневых
Входимость: 1. Размер: 14кб.
34. Тургенев И. С. - Кашперову В. Н., 5 (17) января 1857 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
35. Список сокращений (Письма Тургенева, 1862-1864гг.)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
36. Тургенев И. С. - Островскому A. H., 15 февраля - 14 марта (27 февраля - 26 марта) 1860 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
37. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Филипп Диомидович Нефедов. Биография. Анализ произведений
Входимость: 1. Размер: 32кб.
38. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава первая. Тургенев и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 106кб.
39. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Московский и Петербургский университеты
Входимость: 1. Размер: 10кб.
40. Список сокращений (Письма Тургенева, 1855-1858гг.)
Входимость: 1. Размер: 2кб.
41. Тургенев И. С. - Бакунину А. А., 8--17 (20--29) апреля 1842 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
42. Бабореко А. К.: "Записки охотника"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
43. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. История создания и печатания романа "Отцы и дети"
Входимость: 1. Размер: 8кб.
44. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Библиография по теме "Проза 19 века"
Входимость: 1. Размер: 5кб.
45. Луканина А. Н.: Мое знакомство с И. С. Тургеневым
Входимость: 1. Размер: 85кб.
46. Список сокращений (Письма Тургенева, 1859-1861гг.)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
47. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Роман "Новь"
Входимость: 1. Размер: 88кб.
48. Тургенев И. С. - Борисову И. П., 11 (23) октября 1865 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
49. Протопопов С. В.: Композиция романа И. С. Тургенева «Накануне»
Входимость: 1. Размер: 55кб.
50. Тургенев И. С. - Каткову M. H., 23 марта (4 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Аксенова Е. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 7. Размер: 85кб.
Часть текста: играли большую роль в развитии русского реалистического театра. Вслед за Гоголем, последовательно борясь за создание русского реалистического театра, Тургенев выступал против реакционного эпигонского романтизма, против засорения репертуара ходульными драмами Кукольника, Гедеонова и им подобных. «Обогатила ли она нашу душу хотя одним живым и теплым словом, познакомила ли она нас с новым, небывалым воззрением талантливого человека на русскую жизнь, русское сердце, русскую старину?» — писал Тургенев о драме Гедеонова «Смерть Ляпунова» в 1846 г 1* . «У нас нет еще драматической литературы и нет еще драматических писателей... эта жила на почве нашей народности еще не забила обильным ключом», — писал Тургенев в том же году в рецензии на трагедию Кукольника «Генерал-поручик Паткуль» 2* . Тургенев отмечал, что реалистическое направление, победившее в прозе, все еще ждет своих творцов в области драматургии: «Нравственно-сатирические и исторические романы старого покроя убиты; но исторические драмы существуют» 3* . Тургенев выражал уверенность, что в скором времени эти ходульные драмы будут вытеснены самобытными реалистическими пьесами, так как Гоголь «указал дорогу, по которой со временем пойдет наша драматическая литература», и хотя «в течение этого времени мы на русской сцене не видели ни одного произведения, которое можно было бы причислить к гоголевской школе... но изумительная перемена совершилась с тех пор в нашем сознании, в наших потребностях 4* .» В борьбе за развитие русского реалистического театра в сороковые годы именно Тургеневу принадлежит ведущая роль. Он следует Гоголю и Белинскому во взглядах на театр, пополняет репертуар русской сцены новаторскими реалистическими пьесами, воспитывает этим вкус русской публики, прокладывает пути к социально-бытовым драмам Островского и Чехова. В течение десятилетия, с 1843 по 1852 г., ...
2. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Владимир Иванович Даль. Фольклор (пословицы) в творчестве Даля
Входимость: 7. Размер: 33кб.
Часть текста: Большую деятельность Даль проявляет как член учредительного собрания Географического общества, развернувшего собирательскую работу по этнографии и фольклору. В 1845–1846 годах он печатает статьи о народных верованиях (книга известна под названием "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа"). В. И. Даль известен также как автор сборника "Пословицы русского народа" . В течение всей своей жизни он собирал народные выражения, изучал народный язык, вел кропотливую работу по составлению "Толкового словаря живого великорусского языка" . Это было главным делом его жизни. Даль фактически совершил подвиг в науке, создав за 50 лет труд, "для составления которого потребовалась бы целая академия и целое столетие" (П. И. Мельников-Печерский). Всю жизнь Даль был неутомимым собирателем памятников народного творчества: песен, сказок, пословиц, поговорок 1 . Судя по замечаниям В. Г. Белинского в целом ряде его критических статей, критик воспринимал Даля как бытописателя и этнографа. Он называет Даля "человеком бывалым, коротко...
3. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Последние годы
Входимость: 4. Размер: 34кб.
Часть текста: сочинения. И всегда Иван Сергеевич откликался на их просьбы, стремился помочь всем, чем только мог. Тургенев внимательно прочитывал огромное количество рукописей, иногда сам исправлял их, старался "пристроить" то, что могло быть напечатано. Он просиживал с авторами целые часы, указывая им на недостатки их произведений. В эти годы он часто повторял: "Сам я пишу теперь очень мало; единственную услугу, какую я могу оказать русской литературе, - это помогать советами и указаниями начинающим писателям и уговаривать неспособных к писательской карьере заняться чем-нибудь другим..." 1 Исключительную ценность представляют все советы Тургенева начинающим писателям. В них он часто излагал свое собственное творческое кредо, составлял "программы", которым, по его убеждению, должны были следовать молодые писатели. Так, молодой писательнице Е. В. Львовой 6 января 1876 года он писал: "Работайте хотя бы насильно пока, непременно работайте ежедневно. Читайте побольше <...> Не читайте что попало, а со строгим выбором<...> Воспитывайте свой вкус и мышление. А главное - изучайте жизнь, вдумывайтесь в нее. Изучайте не только рисунки, но самую ткань и старайтесь уловить типы, а не случайные явления; глубже схватывайтесь за сюжет" (П., XI, 181 - 182). При этом Тургенев никогда не уставал призывать всех юных литераторов: "Пишите просто!" И...
4. Записки охотника (Примечания)
Входимость: 4. Размер: 133кб.
Часть текста: охотника (Примечания) Примечания <к "Запискам охотника"> I "Записки охотника", появлявшиеся в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже сороковых и пятидесятых годов и объединенные затем в книгу, составили первое по времени большое произведение Тургенева. В нем заключен ответ на центральную проблему эпохи, в которую произведение это создавалось. Создавалось же оно в ту пору, когда в России, по словам Ленина, "все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом" {Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 520.}. "Записки охотника" - художественный суд писателя над крепостничеством и теми явлениями русской действительности, которые сложились в условиях векового господства этого строя. Вместе с тем - это широкое поэтическое полотно народной жизни России в крепостную эпоху. Продолжая то, чего достигли в изображении русского народа Радищев, Пушкин и Гоголь, Тургенев одновременно выработал новый метод изображения. По словам Белинского, он "зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил" (Белинский, т. 10, с. 346). Образы крепостных крестьян, созданные Тургеневым, были восприняты читателями как глубоко...
5. Алексеев М. П.: Мировое значение "Записок охотника"
Входимость: 4. Размер: 224кб.
Часть текста: значение "Записок охотника" Мировое значение «Записок охотника» 1 В дореволюционном русском литературоведении вопрос о мировом значении русской классической литературы как целого комплекса идей, художественного метода, стиля, творческой направленности почти не ставился; говорилось лишь главным образом об «успехах» распространения русской литературы в различных зарубежных странах. О действительной исторической роли, которую играло за рубежом творчество многих русских писателей, либо не догадывались вовсе, либо говорили неуверенно, робко, не улавливая еще закономерностей в разрозненных фактах, подобранных случайно, без строгого и обдуманного критерия. О действительно мировом значении Пушкина, Гоголя, даже Л. Н. Толстого, в сущности, знали немного, не обобщая известные данные, не пытаясь свести их в одной картине, которая имела бы общий идейный смысл и единый принцип своего построения. Впрочем, из всех упомянутых писателей Тургенев давно уже представлялся критикам одним из тех, значение которого было наиболее неоспоримым. Всесветная слава Пушкина раскрыта была лишь в недавнее время; относительно Гоголя у нас долго считалось, что он вполне может быть оценен только на его родине или только теми читателями, которые могут читать его в подлиннике; поэтому в течение многих лет у нас преувеличивали неизвестность многих лучших представителей русской...
6. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Николай Васильевич Успенский. Биография. Анализ творчества
Входимость: 3. Размер: 17кб.
Часть текста: с. Ступино, Ефремовского уезда, Тульской губернии — 21. X. 1889, Москва] — писатель-демократ. Родился в семье деревенского священника, учился в Тульской духовной семинарии. Уже здесь проявились его литературные интересы. Писатель прерывает учебу в семинарии, едет в Петербург, где поступает в Медико-хирургическую академию, затем переходит на историко-филологический факультет Петербургского университета, но через год покидает его. Успенский приобщается к литературной жизни столицы. В 1857 году на страницах «Сына Отечества» появляются его рассказы «Старуха» и «Крестины». Произведениями молодого писателя заинтересовался Н. А. Некрасов и привлек его к сотрудничеству в «Современнике». Рассказы и очерки Успенского, печатавшиеся в «Современнике» под общим названием «Очерки народного быта», принесли успех писателю. В 1861 году вышла первая книга его рассказов. В статье Н. Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» («Современник», 1861, № 11) был раскрыт глубокий смысл произведений писателя-демократа, их новаторское значение в литературе о народной жизни. В том же году Успенский побывал за границей, познакомился с Тургеневым. Дальнейший жизненный и писательский путь складывался трудно. Некоторое время он преподает в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, потом работает учителем в разных городах. Продолжая литературное творчество, писатель сотрудничает в литературных журналах. Ценнейшая часть литературного наследия Успенского — его очерки и рассказы о народной жизни, созданные в первый период творчества. По определению Чернышевского заслуга писателя-демократа состояла в том, что «он пишет о народе правду без всяких прикрас». В своих рассказах он со всей смелостью и прямотой заговорил о таких чертах народной жизни, народного характера, которые сложились в тягостных условиях крепостнических порядков, безысходной...
7. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 1. Список условных сокращений
Входимость: 3. Размер: 4кб.
Часть текста: И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 1. Список условных сокращений СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ Анненков — П. В. Анненков. Литературные воспоминания. М., Гослитиздат, 1960. Белинский — В. Г. Белинский. Поли. собр. соч. в 13-ти томах, т. I—XII. М, Изд-во АН СССР, 1953—1959. Герцен — А. И. Герцен. Собр. соч. в 30-ти томах, М., Изд-во АН СССР, 1954—1965. Добролюбов — Н. А. Добролюбов. Собр. соч. в 9-ти томах. М. — Л., Гослитиздат, 1961—1964. Житова — В. Н. Житова. Воспоминания о семье И. С. Тургенева. Тула, 1961. ЛН—«Литературное наследство». М., Изд-во АН СССР. Издание продолжается. Некрасов—Н. А. Некрасов. Поли. собр. соч. в 12-ти томах. М., Гослитиздат, 1948—1953. Никитенко — А. В. Никитенко. Дневник в 3-х томах. М., Гослитиздат, 1956. Стасюлевич — «М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке», т. III. СПб., 1912. Толстой — Л. Н. Толстой. Поли. собр. соч. в 90-та томах. М.—Л., Гослитиздат, 1928—1958. Труды ГБЛ — «Труды Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина», вып. III—IV. М.—Л., «Academia», 1930. Тургенев, Письма — И. С. Тургенев. Поли. собр. соч. и писем в 28-ми томах. Письма в 13-ти томах. М.—Л., «Наука», 1961— 1968. Тургенев, Соч. —то же. Соч. в 15-ти томах. Тургенев и круг «Современника» — «Тургенев и круг «Современника». Неизданные материалы, 1847—1861. М.—Л., «Academia», 1930. Тург., сб., Пгр., 1915—«Тургеневский сборник» под ред. Н. К. Пиксанова. «Огни», 1915. Тург сб., Орел, 1940 — «И. С. Тургенев. Материалы и исследования». Сб. под ред. Н. Л. Бродского. Орел, 1940. Тург. сб., Орел, I960 — «И. С. Тургенев (1818—1883—1958)». Статьи и материалы под ред. академика М. П. Алексеева. Орел, 1960. Тург сб., I, 1964 — «Тургеневский сборник. Материалы к Поли, собр. соч. и писем И. С. Тургенева». М.—Л., «Наука», 1964. Тург. сб., II, 1966 — то же. Тург. сб., III, 1967— то же. Тург. сб., IV, 1968 — то же. Тург. сб., V, 1969—то же. Тург. в восп. рев. — «И. С. Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников». М.—Л., «Academia», 1930. Чернышевский — Н. Г. Чернышевский. Поли. собр. соч. в 16-ти томах. М., Гослитиздат, 1939—1953. Щедрин — М. Е. Салтыков-Щедрин. Поли. собр. соч. в 20-ти томах. М., «Художественная литература», 1963—1977. ИРЛИ — Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. ЦГАЛИ — Центральный государственный архив литературы и искусства. ЦГАОР — Центральный государственный архив Октябрьской революции.
8. Список сокращений (Письма Тургенева, 1831-1849гг.)
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Часть текста: (Париж).  Собрания сочинений, сборники и другие издания Анненков -- Анненков П. В. Литературные воспоминания. М.: Гослитиздат, 1960. Анненков и его друзья -- П. В. Анненков и его друзья. СПб., 1892. Белинский -- Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР. 1953--1959, т. 1-13. Белинский, Письма -- Белинский, Письма / Ред. и примеч. Е. А. Ляцкого. СПб., 1914, т. 1--3. ВЕ -- "Вестник Европы" (журнал). Вольф, Хроника -- Вольф А. И. Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года. СПб., 1877--1884, ч. I--III. Гальп. -Кам. Письма -- Письма И. С. Тургенева к Полине Виардо и его французским друзьям / Изд. Гальпериным-Каминским. М., 1900. ГБЛ, Записки -- Записки Отдела рукописей. М., 1938--1957 (Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина). Вып. 1--19. Издание продолжается. Герцен -- Герцен А. И. Собр. соч.: В 30-ти т. М.: Наука, 1954--1965. Герцен, Летопись -- Летопись жизни и творчества А. И. Герцена. 1812-1870. М.: Наука, 1974 (1812-1850), 1976 (1851--1858). Издание продолжается. Гоголь -- Гоголь H. В. Полн. собр. соч. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1952. Т. 1-14. Гол Мин -- "Голос минувшего" (журнал). Шитова -- Житова В. Н. Воспоминания о семье И. С. Тургенева. Тула, 1961. Звенья -- Звенья. Сборник материалов и документов по истории литературы, искусства и общественной мысли XIV--XX вв. / Под ред. В. Д. Бонч-Бруевича, А. В. Луначарского и др. М.; Л: Academia. 1931--1951, т. 1--9. Корнилов -- Корнилов А. А. Годы странствий Михаила Бакунина. Л.; М.: ГИЗ, 1925. Лисовский, Материалы -- Лисовский H. M. Новые материалы для биографии И. С....
9. Фауст (примечания)
Входимость: 3. Размер: 74кб.
Часть текста: Все варианты рукописей публикуются в настоящем издании впервые. Варианты черновых автографов повести "Ася" и рассказа "Поездка в Полесье", не вошедшие в настоящий том, будут напечатаны в одном из "Тургеневских сборников", издаваемых Институтом русской литературы АН СССР. Описания сохранившихся черновых автографов "Поездки в Полесье", "Аси" и "Дворянского гнезда" - с приведением некоторых вариантов, помогающих воссоздать историю текстов, - даются в разделе "Примечания", в комментариях к каждому из указанных произведений. Система подачи вариантов изложена в уже вышедших томах настоящего издания (см. т. I, стр. 475-476; т. V, стр. 434; т. VI, стр. 400). Варианты, находящиеся в разных источниках, но совпадающие между собой, объединяются и помещаются однажды, лишь с указанием к каждому такому варианту (в скобках) всех источников текста, в которых имеется данный вариант. Источники текстов даются в следующих сокращениях (сиглах): Рукописные источники HP - наборная рукопись. ЧА - черновой автограф. Печатные источники Б Чт - "Библиотека для ...
10. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава третья. "Записки охотника" и русская литература
Входимость: 3. Размер: 54кб.
Часть текста: своим объектом народ". Щедрин был совершенно прав, несмотря на то что у Григоровича, которого сам Тургенев считал своим прямым предшественником в разработке крестьянской темы, социальное обличение даже сильнее, чем в "Записках охотника". Внимание Григоровича сосредоточено на ужасах крепостного права. Более того, само крепостное право в его изображении - это ужас, ужас бесправия, беззакония и вопиющей, бессердечной жестокости. Наиболее угнетенных и загнанных, наиболее несправедливо обиженных крестьян Григорович выделяет из общей крестьянской массы, их он окружает вниманием и симпатией. Они лишены у него не только пороков, но даже и недостатков и приобретают идеализированные черты добродетельных поселян. Антон-горемыка в повести того же названия (1847) и вся его семья - это персонажи, как бы специально избранные для возбуждения сочувствия и жалости. Антон - мужик грамотный, трезвый, работящий, "простой" (так его много раз называют земляки); нужны большие усилия плутов и пройдох, чтобы уговорить его осушить косушку; воровство, нечестность возбуждают у него благочестивое удивление. Нужны из ряда вон выходящие, исключительные обстоятельства, тяжелые беды, чтобы заставить его свернуть с правильного пути; для этого ему надо быть почти в невменяемом состоянии. Да и в этом случае автор бережет его от нечестья, и в Сибирь с колодками на ногах он отправляется безвинный, по ложному оговору. Таков же метод изображения главных героев и в рассказе "Деревня" (1846). Акулина также - существо наиболее забитое из всей...