Поиск по творчеству и критике
Cлово "1933"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 19. Размер: 73кб.
2. Бабореко А. К.: "Записки охотника"
Входимость: 4. Размер: 51кб.
3. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава десятая. Тургенев в 60-е годы. Роман "Дым"
Входимость: 4. Размер: 155кб.
4. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава первая. Тургенев в 30-40-е годы. Начало литературной деятельности
Входимость: 3. Размер: 152кб.
5. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 3. Размер: 142кб.
6. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 18
Входимость: 3. Размер: 21кб.
7. Указатель важнейшей литературы о жизни и творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 20кб.
8. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 22
Входимость: 3. Размер: 18кб.
9. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 5, 6(17, 18) марта 1867 г.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
10. Параша
Входимость: 2. Размер: 63кб.
11. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава девятая. "Отцы и дети"
Входимость: 2. Размер: 113кб.
12. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Роман "Накануне"
Входимость: 2. Размер: 63кб.
13. Старенков М. П.: Язык и стиль "Записок охотника" И. С. Тургенева
Входимость: 2. Размер: 110кб.
14. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава восьмая. Поздние рассказы. "Таинственные" повести
Входимость: 2. Размер: 55кб.
15. Дворянское гнездо (приложения: страница 9)
Входимость: 2. Размер: 43кб.
16. Елисеев Г. З.: Из "Воспоминаний"
Входимость: 2. Размер: 15кб.
17. Лавров П. Л.: Из статьи "И. С. Тургенев и развитие русского общества"
Входимость: 2. Размер: 101кб.
18. Тургенев И. С. - Маркович M. A., 4(16) июня 1862 г.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
19. Панаева (Головачева) А. Я.: Из "Воспоминаний"- в сокращении
Входимость: 2. Размер: 127кб.
20. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава одиннадцатая. Повести о прошлом. "Новь". Последние годы
Входимость: 2. Размер: 171кб.
21. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 14, 15(26, 27) марта 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
22. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Библиография по теме "Проза 19 века"
Входимость: 1. Размер: 5кб.
23. Накануне (Примечания). Часть III
Входимость: 1. Размер: 22кб.
24. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. "Записки охотника"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
25. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 19, 20 марта (31 марта, 1 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
26. Фауст (примечания)
Входимость: 1. Размер: 74кб.
27. Список сокращений (Письма Тургенева, 1850-1854гг.)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
28. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 2, 3(14, 15) марта 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
29. Тургенев И. С. - Гг. членам "Художественной беседы" в Праге, 10 января н. ст. 1876 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
30. Дневник. Ноябрь 1882 — январь 1883 г.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
31. Нимфы
Входимость: 1. Размер: 10кб.
32. Тургенев И. С. - Борисову И. П., 21 марта (2 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
33. Тургенев И. С. - Анненкову П. В., 24 января (5 февраля) 1868 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
34. Пильд Л.: Зинаида Гиппиус и Иван Тургенев
Входимость: 1. Размер: 74кб.
35. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 23 марта (4 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
36. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 10 (22) июля 1857 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
37. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1855-1858гг.)
Входимость: 1. Размер: 207кб.
38. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Николай Васильевич Успенский. Биография. Анализ творчества
Входимость: 1. Размер: 17кб.
39. Литературные и житейские воспоминания. Наши послали! (Эпизод из истории июньских дней 1848 года в Париже)
Входимость: 1. Размер: 43кб.
40. Несчастная (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 81кб.
41. Бонецкий К.: Тургенев в оценке русской критики
Входимость: 1. Размер: 184кб.
42. Вешние воды (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 108кб.
43. Тургенев И. С. - Толстому Л. Н., 18 (30) июня 1856 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
44. Чернов Н. М.: Новосильские друзья Тургенева
Входимость: 1. Размер: 26кб.
45. Мостовская Н. Н.: Тургенев в восприятии Д. С. Мережковского
Входимость: 1. Размер: 25кб.
46. Тургенев И. С. - Авдееву М. В., 1(13) мая 1866 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
47. Тургенев И. С. - Александру II, 1860 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
48. Вулф Вирджиния: Романы Тургенева
Входимость: 1. Размер: 17кб.
49. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 28 марта (9 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
50. Тургенев И. С. - Шторму Теодору, 8(20) января 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 19. Размер: 73кб.
Часть текста: Эстетические взгляды И. С. Тургенева 1. В решении эстетических проблем Тургенев сознательно расходился с представителями идеалистического эстетизма и сближался с революционными демократами, хотя он и резко враждебно отнесся к эстетической диссертации Чернышевского, считал ее «гнусной мертвечиной», «безжизненной и сухой», «ложной и вредной». Конечно, Тургенев справедливо оспаривал ошибочную мысль Чернышевского об искусстве, как суррогате действительности, но не заметил главного — противоречия между этой мыслью и основным направлением всей работы. Напротив, ошибочное заключение Чернышевского он считал его эстетическим фундаментом: «Эта мысль у него лежит в основании всего» 1* . Тем самым Тургенев упрощал эстетическое учение Чернышевского. Но ведущие идеи Чернышевского, как теоретика искусства, лежали в основе критического реализма и, следовательно, творческой практики Тургенева. Многие из них органически входили в сознание последнего. Подобно критикам из революционно-демократического...
2. Бабореко А. К.: "Записки охотника"
Входимость: 4. Размер: 51кб.
Часть текста: рабовладения в России. Как художественный «шедевр Тургенева» (Герцен) «Записки охотника» навсегда останутся произведением, близким сердцу русского человека, полным глубокого смысла и обаятельной прелести. Фигуры подневольных и бесправных крестьян, разнообразные типы крепостников, картины великолепной русской природы, как живые, встают перед взором читателя. Тургенев И. С Горький, говоря о годах своей юности в повести «В людях», причислил «удивительные «Записки охотника» к тем книгам, которые, по его словам, «вымыли... душу, очистив ее от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, — писал он о рассказах Тургенева и реалистических произведениях других писателей, — что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня» 1* . Значение «Записок охотника» сознавал сам Тургенев. Он писал одному из своих друзей: «Я рад, что эта книга вышла; мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы» 2* . Реалистическое изображение Тургеневым крепостной деревни и русского крестьянства получило восторженное признание у идеологов революционной демократии. Гениальный русский сатирик Салтыков-Щедрин считал «Записки охотника» произведением, имеющим важнейшее значение в литературной деятельности Тургенева. На вопрос, что сделал Тургенев для русского народа, он отвечал: «Несомненно, сделал очень многое и посредственно, и...
3. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава десятая. Тургенев в 60-е годы. Роман "Дым"
Входимость: 4. Размер: 155кб.
Часть текста: российского дворянства. "Плантаторы в Петербурге и здесь в ярости неизъяснимой" 2* ,- писал он Герцену в марте 1861 года. "Здесь русские бесятся; хороши представители нашего народа! - сообщает он и Анненкову из Парижа об откликах на реформу в среде русской аристократии за границей... - Бешенство бессилия отвратительно, но еще более смешно" 3* . Тургенев глубоко удовлетворен тем, что его опасения относительно возможного срыва реформы крепостниками не оправдались. Либеральным славословием звучат его слова о "царе освободителе", за которого молится каждый крестьянин. Тургеневу даже кажется, что экономическая сторона реформы более выгодна для крестьянской массы, чем для дворян. "Не должно забывать, что какие бы ни были последствия от "Положения" для дворян - крестьянин разбогател и, как они выражаются, раздобрел от него и знает, что он этим царю обязан" 4* ,- пишет он. Тургенев не понял, что царское правительство как раз и проводило в реформе 19 февраля интересы крепостников, что крестьянство было ограблено в угоду помещикам. Однако в самый момент реформы это понимали очень немногие деятели русского общественного движения 60-х годов. "Нужна была именно гениальность Чернышевского,- замечает Ленин,- чтобы тогда, в эпоху самого совершения крестьянской реформы... понимать, что уже тогда в русском "обществе" и "государстве" царили и правили общественные классы, бесповоротно враждебные трудящемуся и безусловно предопределявшие разорение и экспроприацию крестьянства" 5* . Тургенев смотрел на реформу глазами передового дворянского интеллигента крепостной эпохи, для которого главным и решающим была ликвидация крепостного гнета, освобождение крестьянина как личности от крепостной зависимости. ...
4. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава первая. Тургенев в 30-40-е годы. Начало литературной деятельности
Входимость: 3. Размер: 152кб.
Часть текста: щипки, колотушки, пощечины и прочее... Драли и меня за всякие пустяки чуть не каждый день" 1* . Подобная обстановка могла заглушить все доброе, подавить всякое чувство человечности в детях семьи Тургеневых. Варвара Петровна стремилась дать им широкое образование и наряду с этим воспитать в них барско-дворянское в духе крепостнических привилегий понимание и отношение к жизни. Но у юного Ивана Сергеевича нравы "барства дикого" очень рано вызвали протест и возмущение. Он всегда был полон сочувствия к жертвам помещичьего деспотизма, а талантливые и симпатичные люди из крепостной дворни внушали ему любовь и уважение к народной среде. Вспоминая свои настроения в годы юности, Тургенев писал С. А. Венгерову: "Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне" 2* . В юношеские годы Тургенев часто ссорился с матерью, заступаясь за крепостных крестьян, страдавших от ее произвола; торговлю крепостными он считал варварством. Многие картины помещичьего гнета и народной жизни, виденные им в Спасском, Тургенев запечатлел в "Записках охотника", "Муму" и других своих произведениях. Разнообразны были ранние культурные впечатления Тургенева. Его мать не чужда была литературных интересов, но они не шли дальше писателей XVIII и начала XIX столетия. Даже Пушкина она едва-едва признавала. В доме Тургеневых царил французский язык, хотя отец писателя интересовался занятиями сына по русскому языку. К русской словесности мальчика Тургенева приучал главным образом секретарь Варвары Петровны, крепостной интеллигент Федор Иванович Лобанов, о котором писатель вспоминал впоследствии с уважением и благодарностью. Он знакомил своего случайного воспитанника с...
5. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 3. Размер: 142кб.
Часть текста: «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение наряду с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова», — писал Салтыков-Щедрин в некрологе о Тургеневе 1* . По отзыву деятелей революционного народничества, «Тургенев служил русской революции сердечным смыслом своих произведений» 2* . Высоко ценил и любил Тургенева как писателя В. И. Ленин, много раз перечитывавший его произведения. После Великой Октябрьской революции литературное наследие Тургенева стало достоянием широких народных масс. Миллионными тиражами на десятках языков народов нашей родины выходят произведения Тургенева, оказывая благотворное влияние на культурное развитие новых поколений. В социалистическую эпоху глубоко раскрылось историческое, нравственное и художественное значение Тургенева как великого русского писателя-реалиста. 1. Тургенев был проницательным и прозорливым художником. От начала и до конца своей творческой жизни Тургенев был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все живые и острые явления современности, ставить в своих...
6. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 18
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Часть текста: «Я теперь, — писал Тургенев в марте 1859 года Ламберт, — занят составлением плана и т. д. для новой повести: это работа довольно утомительная, тем более, что она никаких видимых следов не оставляет: лежишь себе на диване, или ходишь по комнате, да переворачиваешь в голове какой-нибудь характер или положение, — смотришь, — часа три, четыре прошло, а кажется немного вперед подвинулся» 163 * . Процесс составления плана может быть прослежен на материале первого и третьего романов Тургенева. План «Рудина» долгое время хранился в рукописном отделении Института русской литературы Академии наук СССР и был опубликован в 1940 году (в настоящее время этот план утерян). До нас дошли также два последовательных списка персонажей и программа романа «Накануне». Изучение этого материала с неоспоримостью устанавливает деятельную и методическую работу Тургенева над сюжетами. Начнем с «Рудина», над которым романист работал в течение полугода, создав несколько последовательных и сильно отличавшихся одна от другой редакций. Составленный Тургеневым план «Рудина» был в 1933 году проанализирован М. К. Клеманом, указавшим на то, что в работе над «Рудиным» романист больше концентрировал события, удлинял время действия и осуществлял широкую перестройку по главам, объединяя одни, разделяя другие и вовсе устраняя третьи. Основной целью романа являлся возможно более широкий показ главного его образа. Осуществляя поставленную задачу, Тургенев в конце 1855 года: 1) расширил импровизацию Рудина в салоне Ласунской (гл. III), 2) ввел второй рассказ Лежнева о Рудине и о кружке Покорского (гл. VI), 3) расширил ряд подробностей в двенадцатой главе, действие которой происходило в усадьбе Лежнева и 4) прибавил...
7. Указатель важнейшей литературы о жизни и творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: Пумпянского и других исследователей, ГИХЛ, М.—Л., 1928—1934. Многочисленные издания избранных сочинений и отдельных произведений Тургенева перечислить нет возможности. И. С. Тургенев вел весьма обширную переписку, из которой многое еще не собрано и не издано. Из наиболее важных сборников писем Тургенева и к Тургеневу укажем: «Письма И. С. Тургенева к П. В. Анненкову», «Русское обозрение», 1894, № 1, 2, 3, 4, и 1898, № 3, 4, 5. «Письма И. С. Тургенева и В. Г. Белинского друг к другу», В. Г. Белинский, Письма, под ред. Е. А. Ляцкого, т. 3, СПБ, 1914. «В. П. Боткин и И. С. Тургенев, Неизданная переписка (1851—1869)», подготовлена к печати Н. Л. Бродским, 1930. «Письма К. Д. Кавелина и И. С. Тургенева к А. И. Герцену», Женева, 1892. «И. А. Гончаров и И. С. Тургенев». С пред, и прим. Б. М. Энгельгардта, «Academia», П., 1923. «Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев. Переписка», под ред. И. С. Э’иль- берштейна. Пред. Н. Ф. Бельчикова, «Academia», Л., 1928. «Письма И. С. Тургенева к Н. А. Некрасову». Опубликованы в журналах «Русская...
8. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 22
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Часть текста: он, — писал Тургенев Е. Ламберт о русском языке, — не имеет бескостной гибкости французского языка... он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе» 201* . Он приглашал свою корреспондентку «возиться с этим молодым, свежим, неуклюжим, но здоровым языком. А французский язык, как неприятно-предупредительный лакей, забегает Вам навстречу и иногда заставляет Вас говорить не совсем то, что Вы думаете, что гораздо хуже, чем если б он заставлял Вас говорить совсем не то, что думаете» 202* . О значении языка, как (величайшего достояния русской национальной культуры, свидетельствует предсмертное стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Когда в семидесятые годы некоторые знакомые писателя скептически высказывались о судьбах России, Тургенев возразил им: «И я бы, может быть, сомневался в них... но язык? Куда денут скептики наш гибкий, чарующий, волшебный язык? — Поверьте, господа, народ, у которого такой язык, — народ великий 203* !» Автор «Рудина» и «Отцов и детей» никогда не изменял родной речи, — по его собственному свидетельству, он «ни одной строки в жизни не напечатал не на русском языке в противном случае я был бы не художник, а просто дрянь. Как это возможно писать на чужом языке, когда и на своем-то, на родном, едва можно сладить с образами, мыслями и т. д.!» 204* . Единственным исключением из этого был рассказ «Конец», который он на смертном одре продиктовал Полине Виардо: французская певица не знала русского языка. Тургенев формировался как писатель именно в ту пору, когда в русском литературном языке уже осуществилась грандиозная...
9. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 5, 6(17, 18) марта 1867 г.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Часть текста: les événements 2 . Je ne puis y penser sans anxiété. Je pars demain pour Moscou - et j'espère y trouvée une lettre de vous ou de Viardot - peut-être des deux. Mon pied est revenu à son état chronique - ni trop bien, ni trop mal - je marche sans bâton à peu près, mais je boite et il me semble qu'il est devenu plus court que l'autre. Espérons qu'il sera remis complètement pour l'époque de la chasse. J'ai eu un très grand plaisir avant-hier soir: Mme Niessen-Saloman m'a invité de venir assister à une des soirées que le Conservatoire donne une ou deux fois par mois; j'y ai entendu une Mlle Lavrovska chanter avec beaucoup de goût et une belle voix de mezzo-soprano votre "Цветок", "Шепот" et "Сюда" (Заклинание) 3 . - Le public - très difficile d'ailleurs - a applaudi à tout rompre - et mes battements de main { Далее зачеркнуто: faisaient <производили> и вписано: se détachaient} se détachaient très bien { Далее зачеркнуто: aussi <тоже> и вписано: sur ce fond bruyant} sur ce fond bruyant. Mme Niessen m'a chargé de mille amitiés pour vous. Le vieux Petroff qui se trouvait à...
10. Параша
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: простом, И с книжкою в немножко загорелых, Но милых ручках… На скамью потом Она садилась… помните Татьяну? Но с ней ее я сравнивать не стану; Боюсь — рукой читатели махнут И этой сказки вовсе не прочтут. III Но кто она? и кто ее отец? Ее отец — помещик беззаботный Сперва служил, и долго; наконец, В отставку вышел и супругой плотной Обзавелся; теперь большой делец! Живет в ладу с своими мужичками… Он очень добр и очень плутоват, Торгуется и пьет чаек с купцами. Как водится, его супруга — клад; О! сущий клад! и умница такая! А женщина она была простая, С лицом, весьма похожим на пирог; Ее супруг любил как только мог. IV У них одна лишь дочь была… Мы с ней Уж познакомились. Никто красоткой Ее б не назвал, правда; но, ей-ей (Ее два брата умерли чахоткой), — Я девушки не видывал стройней. Она была легка — ходила плавно; Ее нога, прекрасная нога, Всегда была обута так исправно; Немножко велика была рука; Но пальцы были тонки и прозрачны… И даже я, чудак довольно мрачный, На эту руку глядя, иногда Хотел… Я заболтался, господа. V Ее лицо мне нравилось… оно Задумчивою грустию...