Поиск по творчеству и критике
Cлово "1949"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Лощинин Н. П.: Роман "Отцы и дети" И. С. Тургенева
Входимость: 15. Размер: 141кб.
2. Бонецкий К.: Тургенев в оценке русской критики
Входимость: 12. Размер: 184кб.
3. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 10. Размер: 73кб.
4. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 8. Размер: 142кб.
5. Николаев М. П.: Тургенев и Чернышевский
Входимость: 5. Размер: 67кб.
6. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 12
Входимость: 5. Размер: 48кб.
7. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава первая. Тургенев в 30-40-е годы. Начало литературной деятельности
Входимость: 4. Размер: 152кб.
8. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 34
Входимость: 4. Размер: 18кб.
9. Трофимов И. Т.: Роман И. С. Тургенева "Новь" и общественно-литературная борьба 70-х годов
Входимость: 4. Размер: 194кб.
10. Захаркин А. Ф.: Роман И. С. Тургенева "Дворянское гнездо"
Входимость: 3. Размер: 105кб.
11. Бабореко А. К.: "Записки охотника"
Входимость: 3. Размер: 51кб.
12. Записки охотника (Примечания)
Входимость: 3. Размер: 133кб.
13. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава третья. "Записки охотника" и русская литература
Входимость: 3. Размер: 54кб.
14. Пустовойт П. Г.: Сатирические тенденции в творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 93кб.
15. Голубков В.В.: Художественное мастерство И. С. Тургенева. Начальный период творчества И. С. Тургенева (1834-1843)
Входимость: 3. Размер: 25кб.
16. Завтрак у предводителя (Примечания)
Входимость: 3. Размер: 50кб.
17. Алексеев М. П.: Мировое значение "Записок охотника"
Входимость: 3. Размер: 224кб.
18. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава вторая. "Записки охотника"
Входимость: 3. Размер: 121кб.
19. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Глеб Иванович Успенский. Биография. Анализ произведений
Входимость: 3. Размер: 26кб.
20. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Роман "Рудин"
Входимость: 2. Размер: 58кб.
21. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 33
Входимость: 2. Размер: 17кб.
22. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 1
Входимость: 2. Размер: 12кб.
23. Гамлет и Дон-Кихот
Входимость: 2. Размер: 105кб.
24. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 37
Входимость: 2. Размер: 28кб.
25. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 13
Входимость: 2. Размер: 39кб.
26. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 22
Входимость: 2. Размер: 18кб.
27. Алексеев M. П.: Письма И. С. Тургенева. Глава 5
Входимость: 2. Размер: 109кб.
28. Луначарский А. В.: Отрывок из статьи "Литература шестидесятых годов"
Входимость: 2. Размер: 47кб.
29. Тургенев И. С. - Кишинскому H. A., 28 марта (9 апреля) 1857 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
30. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 14, 15(26, 27) марта 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
31. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Библиография по теме "Проза 19 века"
Входимость: 1. Размер: 5кб.
32. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 14
Входимость: 1. Размер: 18кб.
33. Тургенев и его произведения в письмах и статьях русских писателей. Писарев Д. И. - Тургеневу И. С.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
34. Тургенев И. С. - Борисову И. П., 20 декабря 1866, 3 февраля (1 января, 15 февраля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
35. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 19, 20 марта (31 марта, 1 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
36. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 25 января (6 февраля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
37. Тургенев И. С. - Налбандяну М. Л., 21 мая (2 июни) 1862 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
38. Список сокращений (Письма Тургенева, 1831-1849гг.)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
39. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 2, 3(14, 15) марта 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
40. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1862-1864гг.)
Входимость: 1. Размер: 176кб.
41. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 2
Входимость: 1. Размер: 30кб.
42. Тургенев И. С. - Боткину В. П., 15(27) февраля 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
43. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 7
Входимость: 1. Размер: 26кб.
44. Тургенев И. С. - Анненкову П. В., 10(22) июня 1859 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
45. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава пятая. "Рудин"
Входимость: 1. Размер: 74кб.
46. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава девятая. "Отцы и дети"
Входимость: 1. Размер: 113кб.
47. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Роман "Накануне"
Входимость: 1. Размер: 63кб.
48. Тургенев И. С. - Кишинскому H. A., 20 марта (1 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
49. Яков Пасынков (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 38кб.
50. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 9
Входимость: 1. Размер: 21кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Лощинин Н. П.: Роман "Отцы и дети" И. С. Тургенева
Входимость: 15. Размер: 141кб.
Часть текста: основы жизни «отцов», людей старого, отжившего феодально-крепостнического строя. Автор «Записок охотника» не был сторонником революционных преобразований действительности. Крестьянский бунт ему казался «бессмысленным и беспощадным». Накануне опубликования положения об освобождении крестьян Тургенев писал графине Е. Е. Ламберт: «Бунт в царстве может только жестоко повредить и Польше и России, как всякий бунт и всякий заговор. Не такими путями должны мы идти вперед» 1* . И вместе с тем он неоднократно высказывал мысль о необходимости существенных изменений. Тургенев был врагом крепостного права, в борьбе с которым дал «Аннибалову клятву». Когда манифест 19 февраля был опубликован, Тургенев незамедлительно сообщал А. И. Герцену, что мужики, хотя и не поймут его, но «самое дело» в нем «раскусят и одобрят». Тургенев приветствовал этот документ, называл его «великим указом», хотя он «явным образом написан был по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем» 2* . Весну и лето 1861 г. Тургенев провел в Спасском, в непосредственной близости с крестьянами. «Подумав и приглядевшись, — уведомлял он своего друга П. В. Анненкова в апреле, — увидишь, что нечему было удивляться», восхищение манифестом «доказывает только нашу близорукость». 14 июля писатель сообщал Полонскому: «Крестьянские дела — ничего себе; вперед пока подвигаются плохо, но и назад нейдут. Надо вооружиться терпением и выжидать» 3* . Тургенев был убежден в том, что реформа — «дело громадное — и то, что уже сделано и осталось — составляет полный переворот в русской жизни» 4* . Тем не менее, как бы подводя итог своим наблюдениям за событиями года, он писал И. П. Борисову 11(23) декабря: «Известия из России — литературные и всякие другие — печальны. Мы...
2. Бонецкий К.: Тургенев в оценке русской критики
Входимость: 12. Размер: 184кб.
Часть текста: русской критики Литературная деятельность Тургенева от сороковых до восьмидесятых годов прошлого столетия находилась в центре внимания русской критики. Полемика вокруг ряда произведений Тургенева имела серьезное политическое значение, оставив заметный след в истории русской общественной мысли. "Почти каждая вновь вышедшая книга Тургенева,- писал М. И. Калинин,- вызывала острую борьбу, различную оценку борющихся литературных групп. Достаточно напомнить о его романе "Отцы и дети" 1* . И. С. Тургенев Первые опыты Тургенева в поэзии и прозе встретили сочувственное отношение и поддержку В. Г. Белинского, проницательно угадавшего в молодом авторе выдающееся художественное дарование. В пору расцвета таланта Тургенева о нем писали Герцен и Чернышевский, Добролюбов и Писарев. В статьях о Тургеневе лучшие русские критики и публицисты середины XIX века поставили ряд живых, насущных вопросов общественного развития России. Такие шедевры революционно-демократической критики, как "Русский человек на rendez-vous" Чернышевского и "Когда же придет настоящий день?" Добролюбова, явились основными вехами борьбы руководителей "Современника" с идеологами буржуазного либерализма. Прогрессивное значение творчества выдающегося русского реалиста заключалось и в том, что его лучшие художественные произведения будили мысль, волновали русское общество ...
3. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 10. Размер: 73кб.
Часть текста: демократами, хотя он и резко враждебно отнесся к эстетической диссертации Чернышевского, считал ее «гнусной мертвечиной», «безжизненной и сухой», «ложной и вредной». Конечно, Тургенев справедливо оспаривал ошибочную мысль Чернышевского об искусстве, как суррогате действительности, но не заметил главного — противоречия между этой мыслью и основным направлением всей работы. Напротив, ошибочное заключение Чернышевского он считал его эстетическим фундаментом: «Эта мысль у него лежит в основании всего» 1* . Тем самым Тургенев упрощал эстетическое учение Чернышевского. Но ведущие идеи Чернышевского, как теоретика искусства, лежали в основе критического реализма и, следовательно, творческой практики Тургенева. Многие из них органически входили в сознание последнего. Подобно критикам из революционно-демократического лагеря, источник искусства Тургенев видел в реальной жизни, постоянно подчеркивал, что содержанием искусства является объективный мир, существующий независимо от сознания человека. На всех этапах своей духовной эволюции Тургенев строго материалистически решал основной вопрос эстетики об отношениях...
4. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 8. Размер: 142кб.
Часть текста: созданы им в годы близости с Белинским, с Герценом, с кругом «Современника». «Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение наряду с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова», — писал Салтыков-Щедрин в некрологе о Тургеневе 1* . По отзыву деятелей революционного народничества, «Тургенев служил русской революции сердечным смыслом своих произведений» 2* . Высоко ценил и любил Тургенева как писателя В. И. Ленин, много раз перечитывавший его произведения. После Великой Октябрьской революции литературное наследие Тургенева стало достоянием широких народных масс. Миллионными тиражами на десятках языков народов нашей родины выходят произведения Тургенева, оказывая благотворное влияние на культурное развитие новых поколений. В социалистическую эпоху глубоко раскрылось историческое, нравственное и художественное значение Тургенева как великого русского писателя-реалиста. 1. Тургенев был проницательным и прозорливым художником. От начала и до конца своей творческой жизни Тургенев был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все живые и острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль. Книги Тургенева всегда вызывали литературную полемику, острую общественную борьбу, являлись примером действенного искусства. Вспоминая свою эпоху и свой творческий путь, Тургенев говорил: «В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет the body and pressure of time (самый образ и давление времени)» 3* . В значительной мере Тургеневу удалось выполнить...
5. Николаев М. П.: Тургенев и Чернышевский
Входимость: 5. Размер: 67кб.
Часть текста: Тургенев и Чернышевский Тургенев и Чернышевский Когда Чернышевский в 1853 г. начинал свою журнальную деятельность, Тургенев уже был широко известен как автор поэтических, драматических и прозаических произведений. Его «Записки охотника» обозначили новую веху в развитии реалистической литературы и убедительно показали, что крестьянская тематика заслуживает всяческого поощрения. Будучи давним сотрудником «Современника», Тургенев играл в нем весьма заметную роль, с его мнением считались издатели журнала Некрасов и Панаев. Появление сотрудника из семинаристов было весьма симптоматично. Конец 50-х и начало 60-х годов знаменовали собой подъем новой волны в освободительном движении. В эти годы происходила перегруппировка движущих сил революции и соотношения их складывались явно не в пользу дворянской интеллигенции. Сложная идейная борьба обострила противоречия и в литературной жизни России тех лет. Именно в эти годы были теоретически обоснованы «пушкинское» или «артистическое», по терминологии Дружинина, и «гоголевское» направления в литературе. Внешне спор сводился к защите, сводной стороны, «объективного» («пушкинского»), с другой — «субъективного» («гоголевского») начал 1* , на деле же это означало или защиту чисто эстетического, гармонирующего восприятия жизни, или же сознательное подчеркивание социальных противоречий в «мерзкой действительности». Точка зрения на Пушкина как на представителя «чистого искусства» логически вытекала из общей концепции идеалистической эстетики, культивируемой на русской почве Дружининым, Анненковым, Боткиным, Дудышкиным и целой плеядой поэтов во главе с Фетом. Наиболее воинствующим из них был, конечно, Дружинин. «Теория артистическая,...
6. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 12
Входимость: 5. Размер: 48кб.
Часть текста: «Обычный прием тургеневского письма при изображении душевной жизни его героев сводится к тому, что Тургенев, отказываясь раскрыть перед читателем их внутренний мир, предоставляет ему самому догадываться об нем, главным образом по тем разговорам, которые они ведут». По мнению Н. Заколпского, тургеневский психологизм совершенно фиктивен: Ася, Вера, Зинаида, Джемма «созданы без ©сякого участия психологического анализа». Тургенев «даже и не пытается хоть сколько-нибудь от своего лица раскрыть душу своих героев» 94 * . Эти утверждения решительно не соответствуют действительности. Самым важным для писателя Тургенев считал раскрытие внутреннего духовного мира человеческой личности. «Фет действительно поэт, в настоящем смысле слова; но ему недостает весьма важное, а имен, но — такое же тонкое и верное чутье внутреннего человека, его душевной сути, каковым он обладает в отношении природы и внешних форм человеческой жизни. Тут не только Шиллер и Байрон, но даже Я. Полонский побивает его в пух и прах. ... И потому, при всей его (Фета) даровитости его следует отнести к dii minorupn gentium» (XII, 439). Верно ли это суждение о Фете — вопрос особый; но важно, что «тонкое и верное чутье внутреннего человека, его душевной сути» обязательно для любого художника слова. Только тот писатель, который обладает таким «чутьем», может создавать полнокровные реалистические характеры. Создавая их, Тургенев, естественно, опирается на то, что до него осуществили Пушкин, Лермонтов и Гоголь. От своих великих учителей он унаследовал умение ставить образ человека в зависимость от общественных условий, в которых он воспитывался. Принцип социальной детерминированности лег в основу всех тургеневских характеров. Изображая Пигасова, Тургенев отмечает, что ...
7. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава первая. Тургенев в 30-40-е годы. Начало литературной деятельности
Входимость: 4. Размер: 152кб.
Часть текста: подавлялось. "Я родился и вырос,- вспоминал Тургенев,- в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и прочее... Драли и меня за всякие пустяки чуть не каждый день" 1* . Подобная обстановка могла заглушить все доброе, подавить всякое чувство человечности в детях семьи Тургеневых. Варвара Петровна стремилась дать им широкое образование и наряду с этим воспитать в них барско-дворянское в духе крепостнических привилегий понимание и отношение к жизни. Но у юного Ивана Сергеевича нравы "барства дикого" очень рано вызвали протест и возмущение. Он всегда был полон сочувствия к жертвам помещичьего деспотизма, а талантливые и симпатичные люди из крепостной дворни внушали ему любовь и уважение к народной среде. Вспоминая свои настроения в годы юности, Тургенев писал С. А. Венгерову: "Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне" 2* . В юношеские годы Тургенев часто ссорился с матерью, заступаясь за крепостных крестьян, страдавших от ее произвола; торговлю крепостными он считал варварством. Многие картины помещичьего гнета и народной жизни, виденные им в Спасском, Тургенев запечатлел в "Записках охотника", "Муму" и других своих произведениях. Разнообразны были ранние культурные впечатления Тургенева. Его мать не чужда была литературных интересов, но они не шли дальше писателей XVIII и начала XIX столетия. Даже Пушкина она едва-едва признавала. В доме Тургеневых царил французский язык, хотя отец писателя интересовался занятиями сына по русскому языку. К русской словесности мальчика Тургенева приучал главным образом секретарь Варвары Петровны, крепостной интеллигент Федор Иванович Лобанов, о котором писатель вспоминал впоследствии с уважением и благодарностью. Он знакомил своего случайного воспитанника с литературой русского классицизма, с творениями Ломоносова и Хераскова. Для Лобанова такие произведения, как знаменитая "Россиада", были образцом...
8. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 34
Входимость: 4. Размер: 18кб.
Часть текста: воскресить минувший век во всей его истине» 300 * . Эти пушкинские строки были обращены к драматургам, но они являются программой для любого рода поэтического творчества. Им, в частности, неуклонно следовал Тургенев-романист. В письме к начинающему беллетристу В. Кигну Тургенев четко определил черты объективного писателя: «... если Вас изучение человеческой физиономии, чужой жизни интересует больше , чем изложение собственных чувств и мыслей; если, например, Вам приятнее верно и точно передать наружный вид не только человека, но простой вещи, чем красиво и горячо высказать то, что Вы ощущаете при виде этой вещи или этого человека, значит Вы объективный писатель и можете взяться за повесть или роман» (XII, 492). Если у писателя отсутствует этот преимущественный интерес к отображению действительности, он столько же способен «передавать малейшее движение души автора, его собственный жизненный опыт», сколько не способен «создавать самостоятельные характеры и типы». Таковы, например, романы Евгении Тур, которым недостает «жизненной выпуклости» и «цепкости типической» (XI, 126). «Объективность для Тургенева означает также и...
9. Трофимов И. Т.: Роман И. С. Тургенева "Новь" и общественно-литературная борьба 70-х годов
Входимость: 4. Размер: 194кб.
Часть текста: Тургенева 60-х годов в отдельных работах неправомерно принижается. Так, В. Архипов в статье: «К творческой истории романа «Отцы и дети» («Русская литература», 1958, № 1) ставит своей целью доказать недоказуемое, убедить читателя в том, что И. С. Тургенев якобы является предтечей либеральных ренегатов и реакционных веховских борзописцев типа Бердяева и К0. По убеждению В. Архипова, Тургенев, лично колебавшийся между Герценом и Катковым, «прибрел» к последнему, он не только выковал для борьбы с демократами «страшное оружие», сильнее которого нельзя придумать, но и вообще был связан с реакцией, в частности, с Катковым. Тургеневско-катковское словечко «нигилист» якобы вошло в энциклопедию либерального ренегатства. В. Архипов пишет: «Тургеневское словцо не случайно попало в энциклопедию либерального ренегатства, оно не является и просто ходовым, жаргонным словечком — речь идет о строгой преемственности в стратегии и тактике русских либералов...» И это говорится всерьез. Ложная концепция о Тургеневе — предтече веховцев имеет некоторую давность. Сами веховцы, стремившиеся обкарнать наследие Тургенева, много сделали для того, чтобы вопреки истине изобразить его «своим», близким им по духу писателем. Все они безуспешно хватались за «фалды» Тургенева. И вот теперь эта «концепция» о Тургеневе — идейном предшественнике веховцев, выковавшем оружие для либеральных ренегатов, снова воскресла в статье В. Архипова. Автор статьи заявляет буквально...
10. Захаркин А. Ф.: Роман И. С. Тургенева "Дворянское гнездо"
Входимость: 3. Размер: 105кб.
Часть текста: разрабатывавшийся еще Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем, свое наиболее ясное и четкое завершение получил в творчестве Тургенева. Переход к жанру романа у Тургенева наметился еще в 1852 г., когда писатель пришел к выводу, что пришло время «раскланяться навсегда со старой манерой» и перейти к новой. Однако он сомневался в своих силах: «Дадутся ли мне простые, ясные линии?» Известно, что поиски нового жанра были для Тургенева трудными. Над романом «Два поколения» художник работал очень много, написал около 500 страниц, но после отрицательных отзывов о нем его литературных советников — Боткина, Кетчера, Анненкова — уничтожил все написанное. Первой удачной попыткой в овладении новым жанром был «Рудин», написанный Тургеневым в рекордно короткое время — за 7 недель летом 1855 г. Второе произведение писателя в этом жанре потребовало от него больших творческих усилий. Всего себя вкладывал Тургенев в свое творение. Задуманный еще в 1856 г. роман долго и тщательно обдумывался. Приступив к написанию «Дворянского гнезда» в октябре 1856 г. (см. об этом письмо Тургенева к В. П. Боткину от 6 ноября того же года), писатель затем надолго прекращает работу и возвращается к ней лишь в конце 1857 г. Следует отметить, что годы...